Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  10 / 122 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 10 / 122 Next Page
Page Background

В 1678 году Патриарх Иоаким увеличил число имевшихся

в Москве богаделен, содержавшихся на церковные средства.

В царствование Феодора Алексеевича (1676-1682 гг.) в мо-

настырские обязанности вменялась новая повинность: соби-

рать в Москве увечных людей для призрения, отличая их от

притворных нищих. Дмитровский Борисоглебский монастырь

содержал негодных для службы стрельцов. Позднее, на госу-

дарственном уровне принимается решение о строительстве

двух богаделен не по церковной линии, а в рамках государст-

венной службы общественного призрения.

В последующем эти направления развивались параллельно:

частное и государственное.

5. Синодальный период

Церковная реформа Петра I, упразднив патриаршее

управление и заменив его коллегиальным, по существу поста-

вила Церковь на службу государству, что отразилось и на ха-

рактере социальной деятельности Русской Церкви, которая

оказалась под жестким контролем.

Петр I, следуя примеру Людовика XIV, требовал повсемест-

ного устройства по губерниям "

гошпиталей

", то есть, приютов

для всякого рода призреваемых, заботился о помещении инва-

лидов по монастырям и приказывал строить по городам, на

церковных дворах, приюты для принятия "

зазорных

" детей, на

тех же основаниях. Согласно историко-статистическому опи-

санию Тихвинского Богородицкого мужского монастыря,

именно при Петре I здесь была основана богадельня, имеющая

главной целью обеспечение спокойной старости увечным и из-

раненным воинам.

В 1764 году Екатерина II при поддержке определенной

части православных иерархов произвела секуляризацию боль-

шой части церковных земель. Отобранные у Церкви земли бы-

ли переданы в ведение учрежденной для этой цели Коллегии

экономии и получили название экономических. В Москве и

Петербурге создаются комитеты по

"разбору и призрению про-

сящих милостыню".

С 1764 года открываются новые монасты-

ри, имеющие богадельни, приюты, странноприимные дома,

школы с общежитиями для учеников.

С учреждением приказов общественного призрения в 1775

году последним предписывалось устраивать сиротские и ра-