В 1678 году Патриарх Иоаким увеличил число имевшихся
в Москве богаделен, содержавшихся на церковные средства.
В царствование Феодора Алексеевича (1676-1682 гг.) в мо-
настырские обязанности вменялась новая повинность: соби-
рать в Москве увечных людей для призрения, отличая их от
притворных нищих. Дмитровский Борисоглебский монастырь
содержал негодных для службы стрельцов. Позднее, на госу-
дарственном уровне принимается решение о строительстве
двух богаделен не по церковной линии, а в рамках государст-
венной службы общественного призрения.
В последующем эти направления развивались параллельно:
частное и государственное.
5. Синодальный период
Церковная реформа Петра I, упразднив патриаршее
управление и заменив его коллегиальным, по существу поста-
вила Церковь на службу государству, что отразилось и на ха-
рактере социальной деятельности Русской Церкви, которая
оказалась под жестким контролем.
Петр I, следуя примеру Людовика XIV, требовал повсемест-
ного устройства по губерниям "
гошпиталей
", то есть, приютов
для всякого рода призреваемых, заботился о помещении инва-
лидов по монастырям и приказывал строить по городам, на
церковных дворах, приюты для принятия "
зазорных
" детей, на
тех же основаниях. Согласно историко-статистическому опи-
санию Тихвинского Богородицкого мужского монастыря,
именно при Петре I здесь была основана богадельня, имеющая
главной целью обеспечение спокойной старости увечным и из-
раненным воинам.
В 1764 году Екатерина II при поддержке определенной
части православных иерархов произвела секуляризацию боль-
шой части церковных земель. Отобранные у Церкви земли бы-
ли переданы в ведение учрежденной для этой цели Коллегии
экономии и получили название экономических. В Москве и
Петербурге создаются комитеты по
"разбору и призрению про-
сящих милостыню".
С 1764 года открываются новые монасты-
ри, имеющие богадельни, приюты, странноприимные дома,
школы с общежитиями для учеников.
С учреждением приказов общественного призрения в 1775
году последним предписывалось устраивать сиротские и ра-