Весьма примечательно, что на благотворительные боны, рас-
пространяемые через общество борьбы за трезвость, было за-
прещено приобретать винно-водочные изделия. Например, бо-
ну Муромского Предтеченского общества трезвости можно бы-
ло обменять только на пищевые продукты в чайной Семагина
и в лавке Смолянинова.
О непосредственном участии Русской Православной Церк-
ви в благотворительном движении борьбы за трезвость в нача-
ле XX столетия напоминают "
талонные марки
" Благовещен-
ского общества трезвости "Алкоголь – яд", подписанные пред-
седателем общества протоиереем П. Воздвиженским. Церковь
также выпускала собственные боны, которые принимались
при расчете с прихожанами (данный факт имел место в усло-
виях дефицита денежных знаков, возникшего во время пер-
вой мировой войны и в первые послереволюционные годы).
Помимо этого Церковью выпускались монеты, которые в усло-
виях денежного хаоса оказывались "твердой валютой" и ис-
пользовались не только в рамках благотворительных заведе-
ний, но и за их пределами.
Все вышеизложенное позволяет говорить о том, что Рус-
ская Православная Церковь до событий 1917 года большое
внимание уделяла проблемам милосердия и социального слу-
жения. В этот период начинает разрабатываться теория мило-
сердия, подкрепляемая благотворительной деятельностью как
отдельных лиц, так и союзов, Церкви и государства по призре-
нию бедных, увечных, вдов, сирот и т.п.
После Октябрьской революции 1917 года благотворитель-
ная деятельность была объявлена свойственной лишь буржуаз-
ному обществу. Такое отношение к милосердию вело к забве-
нию социального служения Русской Православной Церкви, хо-
тя Церковь и стремилась продолжать благотворительную дея-
тельность в полном соответствии со своими многовековыми
традициями и христианскими заповедями.
6. Советский период
С изменением общественно-политической ситуации в стра-
не после октябрьских событий 1917 года изменилось и положе-
ние Русской Православной Церкви в государстве. Всякие про-
явления общественно значимой деятельности Церкви были
сведены на нет, несмотря на многовековой опыт социального
служения Русской Православной Церкви.