Цыганкова Н.В.
О
милосердии
Введение
Мир вступил в XXI век. Человечество за прошедшее вре-
мя изменилось: из homo sapies оно превратилось в человека
«разумного» и «цивилизованного» — как само считает. Но,
удивительное дело, став умнее, оно, вместе с тем, стало и бо-
лее жестоким, изощренным, гордым и самолюбивым. Власть
и деньги для многих стали «святая святых», а что такое вера,
любовь, совесть и милосердие - постепенно забывается. Но
правильно ли это? Ведь, прожив 50, 60, … лет человек умира-
ет. Помним ли мы об этом?
«Да, я грешный, но я молод, живу
один раз, хочется насладиться всем и вся. Может быть, на
пенсии займусь покаянием и добрыми делами».
Но часто
смерть застает людей неготовыми, они умирают во грехах.
Смерть — это ведь закономерность, неизвестно когда, но про-
исходящая. И всегда
«помните, что она не за горами, а за
плечами, и всегда готовьтесь к ней и трудитесь для спасе-
ния своей души; а в сделки с совестью не входите и помните,
что Бога не обманешь. Рано или поздно Он взыщет и за об-
ман, и за ложь, и за небрежения».
Долго ли мы будем забывать, что
«Бог поругаем не быва-
ет»,
и
«как ты относишься к людям, так и они к тебе».
Воз-
можно, пройдя все «круги ада» — войны, смерти, болезни и
т.п. — мы вернемся на круги своя и вспомним, что цель на-
шей жизни — добро. Добро, а не равнодушие. И в первую
очередь — милосердие. Посмотрим, как и чему учили святые
Отцы, и в чем в действительности состоит смысл жизни и
предназначение человека.
1
. Дела милосердия
Преподобный Исаак Сириянин о милосердии так пишет:
«Милосердие противоположно правосудию. Правосудие есть
уравнивание точной меры: потому что каждому дает, чего
он достиг, и при воздаянии не допускает склонения на одну