ками образования»[14]) Ключевский использовал и сам, читая
порой от его имени свои афоризмы. В других набросках чита-
ем: «Я много лет с великой любовью следил за его деятельно-
стью как публициста», – писал он об И. С. Аксакове. В былые
годы «мы толпами ходили слушать его на заседаниях Славян-
ского благотворительного комитета». Или: «В произведениях
Чехова не замечаешь автора, становишься глаз на глаз с жиз-
нью, т. е. с самим собой, и думаешь, чем же я лучше их, вот
этих всех людей?» и т. д.
Директору Училища живописи, ваяния и зодчества князю
А. Е. Львову посчастливилось привлечь Ключевского к чтению
лекций по русской истории. «Василий Осипович чрезвычайно
доволен был аудиториею училища, простотою и отсутствием
всякого напряжения в своих отношениях к здешним слушате-
лям. По его словам, он не столько читал здесь лекции, сколько
приятно беседовал, отдыхал в обществе молодых художников,
чрезвычайно интересовавшихся историей, предлагавших ему
разные вопросы»[15] – свидетельствовал ученик историка М. К.
Любавский. «Сейчас возвратилась с лекции Ключевского, – за-
писала в дневнике художница Елена Поленова. – Какой та-
лантливый человек! Он читает теперь о древнем Новгороде и
прямо производит впечатление, будто это путешественник, ко-
торый очень недавно побывал в XIII–XIV вв., приехал и под
свежим впечатлением рассказывает все, что там делалось у
него на глазах, и как живут там люди, и чем они интересуют-
ся, и чего добиваются, и какие они там».[16] Лекции Ключев-
ского посещали не только ученики всех мастерских и классов,
но и преподаватели и маститые художники. Известно, что Ва-
лентин Серов специально приезжал слушать Ключевского, ко-
гда тот читал русский XVIII век. В стенах Училища бытовало
мнение, что знаменитый эскиз Серова «Петр I» был создан под
впечатлением лекций Ключевского о Петре и его эпохе. Случи-
лось так, что последнюю в жизни лекцию В.О.Ключевский
прочитал в Училище живописи, ваяния и зодчества 29 октября
1910 г.
Художники, композиторы, литераторы (например, Н. С.
Лесков), артисты (среди них Ф. И. Шаляпин) часто обращались
к Ключевскому за консультацией. «Если, например, какой-
нибудь художник ищет тему для своей картины или не знает,
как написать какие-то вещи, все обращаются к Ключевскому.
Если артист хочет в своей роли сказать что-то новое, он обра-