Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  32 / 198 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 32 / 198 Next Page
Page Background

формы общественной жизни, которые ныне можно использо-

вать. Такова, например, проблема филантропии. Опыт нашей

России, да и западный опыт может быть в этом смысле ис-

пользован.

Принимать частное вспомоществование считается непри-

личным, чуть ли не унизительным. Образовались как бы услов-

ности нашей социалистической морали. Страдать от одиноче-

ства — неприлично; одиночество — состояние, не свойствен-

ное советскому человеку. Быть несчастным неприлично. Быть

бедным — тоже. Между тем, одиночество — бедствие не толь-

ко старых, но и молодых, оно вовсе не случайность, не следст-

вие плохого характера и т. п. Бедность? При этом пожимают

плечами, бедных, мол, у нас нет, а если встречаются, то это

недосмотр собеса, это государственная забота, которая освобо-

ждает нас от ответственности.

Между тем ясно, что милосердие — дело сугубо частное.

Вот мы учредили фонд культуры — благородную и нужную ор-

ганизацию. Ведь это тоже филантропия по отношению к па-

мятникам, сокровищам истории и культуры. Фонд культуры —

это прекрасно, но почему с такой же деятельностью мы не мо-

жем обратиться к людям? Разве социалистическое общество —

это не общество взаимоучастия людей, взаимопомощи, взаи-

модобра, взаимопонимания? «

Филантропия

» переводится с

греческого как

человеколюбие

. Надо, очевидно, создавать ка-

кие-то формы участия, внимания, помимо казенных. У нас

есть скрытая бедность, застенчивая бедность. Есть бедность,

которая и рада бы принять помощь, но мы сами стесняемся

или не знаем о ней. Есть хронические больные, есть разные

беды, требующие участия неформального, деликатного. Такое

участие нужно и для тех, кто может помогать, хочет помогать,

как-то применить нерастраченные силы своего добротворства.

В «Памятнике», где так выношено каждое слово, Пушкин

итожит заслуги своей поэзии классической формулой:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я Свободу

И милость к падшим призывал.

Как бы ни трактовать последнюю строку, в любом случае,

она есть прямой призыв к милосердию. Можно проследить,

как в поэзии и в прозе своей Пушкин настойчиво проводит

эту тему. От «Пира Петра Великого», от «Капитанской дочки»…