Несомненно, самым распространенным из иконографиче-
ских сюжетов Священного Писания, связанных с милосерд-
ным служением, следует назвать «Гостеприимство Авраамово».
В числе древнейших изображений - мозаики римского храма
Санта Мария Маджоре (432-440 гг.). Вплоть до появления зна-
менитой Рублевской Святой Троицы явление праотцу Аврааму
было представлено именно как «Гостеприимство».
Милосердное служение уже в Ветхом Завете рассматрива-
ется как дело богоугодное: по усердию руки твоей, сколько ты
дашь, смотря по тому, чем благословит тебя Господь, Бог твой;
и веселись пред Господом, Богом твоим, ты, и сын твой, и дочь
твоя, и раб твой, и раба твоя, и левит, который в жилищах
твоих, и пришелец, и сирота, и вдова, которые среди тебя
(Втор. 16:10, 11).
Милосердие рассматривается как дело богоугодное, причем
как одно из условий искупления грехов: искупи грехи твои
правдою и беззакония твои милосердием к бедным; вот чем
может продлиться мир твой (Дан. 4:24). Напомним, что сказа-
но это было иноплеменнику - царю Навуходоносору. Обиды,
причиняемые слабому и бедному, рассматривались как бого-
хульство:
Кто теснит бедного, тот хулит Творца его; чтущий
же Его благотворит нуждающемуся
(Прит. 14:31).
Священное Писание Ветхого Завета говорит о различных