видах благотворительности, и слова эти звучат сегодня как не-
посредственное руководство к действию:
Если же будет у тебя нищий кто-либо из братьев твоих, в
одном из жилищ твоих, на земле твоей, которую Господь, Бог
твой, дает тебе, то не ожесточи сердца твоего и не сожми
руки твоей пред нищим братом твоим, но открой ему руку
твою и дай ему взаймы, смотря по его нужде, в чем он нужда-
ется; дай ему, и когда будешь давать ему, не должно скор-
беть сердце твое, ибо за то благословит тебя Господь, Бог
твой, во всех делах твоих и во всем, что будет делаться
твоими руками
(Втор. 15:7, 8, 10).
Следует отметить, что благотворительность не всегда была
ограничена кругом ближних (ср.: «
С иноземца взыскивай, а
что будет твое у брата твоего у брата твоего, прости»
-
Втор. 15:3). В пророческих речах и учительных книгах можно
найти слова о благотворительности в отношении врагов, слов-
но предваряющие учение Христова об истинной любви:
«Если
голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, на-
пой его водою…»
(Притч. 25:21). В числе видов благотворитель-
ности упоминаются: помощь бедному (Иов. 29:16; Лев. 25:35;
Втор. 15:7-11 и др.); долг накормить голодного (Тов. 1:17; Ис.
58:7) и напоить жаждущего (Притч. 25:21); одеть нагого (Тов.
1:17; Ис. 58:7); помочь больному и калеке (Иов. 29:12-13; 31:16
-17; Притч. 31:8); оказать гостеприимство бездомным, стран-
никам (2 Цар.17:27-29; Ис. 58:7); позаботиться об узниках (Ис.
58:6; 61:1). Добавим сюда еще одно важное (в том числе и для
сегодняшней действительности) установление
: Когда поселит-
ся пришлец в земле вашей, не притесняйте его: пришлец, по-
селившийся у вас, да будет для вас то же, что туземец ваш;
люби его, как себя
(Лев. 19:33, 34).
Обратим внимание на то, что Ветхий Завет говорит о тех
людях, кто нуждается в милосердии. Люди бедные, как это не-
редко бывает, стали таковыми вследствие своей греховной
жизни; премудрый Соломон таковых укоряет:
Доколе ты, ле-
нивец, будешь спать? когда ты встанешь от сна твоего? Не-
много поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки,
полежишь: и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда
твоя, как разбойник
(Прит. 6:9-11).
Однако, бедность далеко не всегда есть следствие только
греховной жизни лентяя - вспомним праведного Иова! И тот
же премудрый восклицает:
Богатый и бедный встречаются