обители преподобного Иосифа Волоцкого монастырская тра-
пезная в голодные годы кормила ежедневно 600-700 человек
нищих и странников; примерно столько же голодных получали
пищу в Кирилловом (600 человек в день) и Пафнутиевом (до
тысячи) монастырях.
На Руси дела милосердия в житийных клеймах икон встре-
чаются как у святых древней Церкви, так и у русских. Клеймо
иконы преподобного Варлаама Хутынского (XVI в., Ярославль)
показывает святого, когда он перед уходом в монастырь раз-
дает бедным свое имение, доставшееся ему после смерти отца.
Среди пришедших за подаянием - безногий калека, пользую-
щийся для передвижения специальными деревянными под-
ставками. Художник здесь явно изображает современные ему
бытовые реалии [8].
Первые жи-
тия преподобного
Варлаама отно-
сятся к середине
XIII в.; в XVI в. из-
вестным агиогра-
фом
Пахомием
Логофетом было
написано «Слово
похвальное» Вар-
лааму, а затем и
новая редакция
его жития.
На
клейме
иконы XVII в. из
Ростовского Бори-
со-Глебского мо-
настыря изобра-
жен преподобный
Иринарх Затвор-
ник, который от-
дает свои сапоги
нищему. Надо от-
метить, что из огромного количества исторических подробно-
стей жития святого художник выбрал те сюжеты, которые
наиболее ярко иллюстрируют подвиги и труды угодника. Ми-