сле его смерти, поддерживаемый доброхотными даяниями.
Так Ртищев образовал два типа благотворительных заведений:
амбулаторный приют для нуждающихся во временной помощи
и постоянное убежище — богадельню для людей, которых чело-
веколюбие должно было взять на свои руки до их смерти. Но
он прислушивался к людской нужде и вне Москвы и здесь про-
должал дело своей предшественницы Ульяны Осорьиной: кста-
ти сказать, и его мать звали Ульяной. Случился голод в Воло-
годском краю. Местный архиепископ помогал голодающим,
сколько мог. Ртищев, растратив деньги на свои московские
заведения, продал все свое лишнее платье, всю лишнюю до-
машнюю утварь, которой у него, богатого барина, было мно-
жество, и послал вырученные деньги вологодскому владыке,
который, прибавив к пожертвованию и свою малую толику,
прокормил много бедного народа.
С осторожным и глубоко сострадательным вниманием ос-
танавливался Ртищев перед новым родом людей, нуждавшим-
ся в сострадательном внимании, который во времена Иулиа-
нии только зарождался: в ХVII в. cложилось крепостное состоя-
ние крестьян. Личная свобода крестьян была одною из тех
жертв, какие наше государство в ХVI в. было вынуждено при-
нести в борьбе за свою целость и внешнюю безопасность. Био-
граф Ртищева только двумя-тремя чертами обозначил его от-
ношение к этому новому поприщу благотворения, но чертами,
трогающими до глубины души. Будучи крупным землевладель-
цем, он однажды должен был, нуждаясь в деньгах, продать
свое село Ильинское. Сторговавшись с покупщиком, он сам
добровольно уменьшил условленную цену, но при этом подвел
нового владельца к образу и заставил его побожиться, что он
не увеличит человеколюбиво рассчитанных повинностей, ка-
кие отбывали крестьяне села в пользу прежнего барина — не-
обычная и немного странная форма словесного векселя, взято-
го на совесть векселедателя. Поддерживая щедрыми ссудами
инвентарь своих крестьян, он больше всего боялся расстроить
это хозяйство непосильными оброками и барщинными работа-
ми и недовольно хмурил брови всякий раз, когда в отчетах
управляющих замечал приращение барского дохода. Известно,
как заботился древнерусский человек о загробном устроении
своей души с помощью вкладов, посмертной молитвы и поми-
новения. Вотчины свои Ртищев завещал своей дочери и зятю
кн. Одоевскому. Он заказал наследникам отпустить всех своих