дитной операции с медными деньгами, представлявшей небы-
валую новость в тогдашней финансовой политике, и не его ви-
на, если опыт кончился не благополучно. Много занятый по
службе, пользуясь полным доверием царя и царицы и большим
уважением придворного общества, воспитатель царевича
Алексея, Ртищев поставил задачей своей частной жизни слу-
жение страждущему и нуждающемуся человечеству. Помощь
ближнему была постоянной потребностью его сердца, а его
взгляд на себя и на ближнего сообщал этой потребности харак-
тер ответственного, но непритязательного нравственного дол-
га. Ртищев принадлежал к числу тех редких и немного стран-
ных людей, у которых совсем нет самолюбия, по крайней мере,
в простом ходячем смысле этого слова. Наперекор природным
инстинктам и исходным людским привычкам, в заповеди
Христовой любить ближнего своего, как самого себя, он считал
себя способным исполнять только первую часть: он и самого
себя любил только для ближнего, считая себя самым последним
из своих ближних, о котором не грешно подумать разве только
тогда, когда уже не о ком больше думать — совершенно еван-
гельский человек, правая щека которого сама собою без хва-
стовства и расчета подставлялась ударившему по левой, как
будто это было требованием физического закона или светского
приличия, а не подвигом смирения. Ртищев не понимал оби-
ды, как иные не знают вкуса в вине, не считая этого за воз-
держание, а просто не понимая, как это можно пить такую не-
приятную и бесполезную вещь. Своему обидчику он первый
шел навстречу с просьбой о прощении и примирении. С высо-
ты своего общественного положения он не умел скользить вы-
сокомерным взглядом поверх людских голов, останавливаясь
на них лишь для того, чтобы сосчитать их. Человек не был для
него только счетной единицей, особенно человек бедный и
страждущий. Высокое положение только расширило, как бы
сказать, пространство его человеколюбия, дав ему возмож-
ность видеть, сколько живет на свете людей, которым надо по-
мочь, и его сострадательное чувство не довольствовалось помо-
щью первому встречному страданию. С высоты древнерусско-
го сострадания личному, конкретному горю, вот тому или это-
му несчастному человеку, Ртищев умел подняться до способно-
сти соболезновать людскому несчастью, как общему злу, и бо-
роться с ним, как со своим личным бедствием. Потому случай-
ные и прерывистые вызовы личной благотворительности он