Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  91 / 198 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 91 / 198 Next Page
Page Background

отстать от него. Он отстранил их, сказав: «отойдите, не то

возьму вас с собой». Вышел хозяин из палаты, а тут перед ним

очутилась лестница от земли до самого неба, и полез он по этой

лестнице, а там на выси небесной объявился юноша с золоты-

ми крылышками, протянул хозяину руку и подхватил его. В

этом сне девочки, рассказанном в девичьей Ртищева, отлились

все благородные слезы бедных людей, утертые хозяином. Мно-

го рассказывали и про самую смерть его. В последние минуты,

уже совсем приготовившись, он позвал к себе в спальню ни-

щих, чтобы из своих рук раздать им последнюю милостыню,

потом прилег и забылся. Вдруг его угасавшие глаза засвети-

лись, точно озаренные каким-то видением, лицо оживилось, и

он весело улыбнулся: с таким видом он и замер. Всю жизнь

страдать, благотворить и умереть с веселой улыбкой — вполне

заслуженный конец такой жизни.

Не осталось известий о том, нашло ли отголосок в земле-

владельческом обществе отношение Ртищева к крепостным

крестьянам; но его благотворительная деятельность, по-

видимому, не осталась без влияния на законодательство, доб-

рые идеи, поддержанные добрыми проводниками и примера-

ми, легко облекаются в плоть и кровь своего рода, в обычаи,

законы, учреждения. Нерасчетливая частная благотворитель-

ность древней Руси вскормила ремесло нищенства, стала сред-

ством питания праздности и сама нередко превращалась в хо-

лодное исполнение церковного приличия, в раздачу копеечек

просящим вместо помощи нуждающимся. Милостивцы, подоб-

ные Иулиании и Ртищеву, восстановляли истинное христиан-

ское значение милостыни, источник которой — теплое состра-

дательное чувство, а цель — уничтожение нужды, нищеты,

страдания. В этом же направлении после Ртищева начинает

действовать и законодательство. Со времени Алексеева преем-

ника идет длинный ряд указов против праздного ремесленного

нищенства и частной ручной милостыни. С другой стороны,

государственная власть подает руку церковной для дружной

работы над устройством благотворительных заведений. При

царе Федоре Алексеевиче произвели разборку московских ни-

щих: действительно беспомощных велено содержать на казен-

ный счет в особом приюте, а здоровым лентяям дать работу,

может быть, в задуманных тогда же рабочих домах. Предполо-

жено было построить в Москве два благотворительных заведе-

ния, больницу и богадельню для болящих, бродящих и лежа-