отстать от него. Он отстранил их, сказав: «отойдите, не то
возьму вас с собой». Вышел хозяин из палаты, а тут перед ним
очутилась лестница от земли до самого неба, и полез он по этой
лестнице, а там на выси небесной объявился юноша с золоты-
ми крылышками, протянул хозяину руку и подхватил его. В
этом сне девочки, рассказанном в девичьей Ртищева, отлились
все благородные слезы бедных людей, утертые хозяином. Мно-
го рассказывали и про самую смерть его. В последние минуты,
уже совсем приготовившись, он позвал к себе в спальню ни-
щих, чтобы из своих рук раздать им последнюю милостыню,
потом прилег и забылся. Вдруг его угасавшие глаза засвети-
лись, точно озаренные каким-то видением, лицо оживилось, и
он весело улыбнулся: с таким видом он и замер. Всю жизнь
страдать, благотворить и умереть с веселой улыбкой — вполне
заслуженный конец такой жизни.
Не осталось известий о том, нашло ли отголосок в земле-
владельческом обществе отношение Ртищева к крепостным
крестьянам; но его благотворительная деятельность, по-
видимому, не осталась без влияния на законодательство, доб-
рые идеи, поддержанные добрыми проводниками и примера-
ми, легко облекаются в плоть и кровь своего рода, в обычаи,
законы, учреждения. Нерасчетливая частная благотворитель-
ность древней Руси вскормила ремесло нищенства, стала сред-
ством питания праздности и сама нередко превращалась в хо-
лодное исполнение церковного приличия, в раздачу копеечек
просящим вместо помощи нуждающимся. Милостивцы, подоб-
ные Иулиании и Ртищеву, восстановляли истинное христиан-
ское значение милостыни, источник которой — теплое состра-
дательное чувство, а цель — уничтожение нужды, нищеты,
страдания. В этом же направлении после Ртищева начинает
действовать и законодательство. Со времени Алексеева преем-
ника идет длинный ряд указов против праздного ремесленного
нищенства и частной ручной милостыни. С другой стороны,
государственная власть подает руку церковной для дружной
работы над устройством благотворительных заведений. При
царе Федоре Алексеевиче произвели разборку московских ни-
щих: действительно беспомощных велено содержать на казен-
ный счет в особом приюте, а здоровым лентяям дать работу,
может быть, в задуманных тогда же рабочих домах. Предполо-
жено было построить в Москве два благотворительных заведе-
ния, больницу и богадельню для болящих, бродящих и лежа-