Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  92 / 198 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 92 / 198 Next Page
Page Background

щих по улицам нищих, чтобы они там не бродили и не валя-

лись: по-видимому, предполагались заведения, подобные тем,

какие устроены были Ртищевым. На церковном соборе 1681 г.

царь предложил патриарху и архиереям устроить такие же

убежища для нищих и в провинциальных городах, и собор

принял предложение. Так частный почин доброго и влиятель-

ного человека дал прямой или косвенный толчок мысли об уст-

ройстве целой системы церковно-государственных благотвори-

тельных заведений и не только оживил, без сомнения, усердие

доброхотных дателей к доброму делу, но и подсказал самую его

организацию, желательные и возможные формы, в которые

оно должно было облечься.

Тем ведь и дорога память этих добрых людей, что их при-

мер в трудные минуты не только ободряет к действию, но и

учит, как действовать. Иулиания и Ртищев — это образцы рус-

ской благотворительности. Одинаковое чувство подсказывало

им различные способы действия, сообразные с положением

каждого. Одна благотворила больше дома, в своем тесном

сельском кругу; другой действовал преимущественно на широ-

кой столичной площади и улице. Для одной благодеяние было

выражением личного сострадания; другой хотел превратить

его в организованное общественное человеколюбие. Но идя

различными путями, оба шли к одной цели: не теряя из вида

нравственно-воспитательного значения благотворительности,

они смотрели на нее, как на непрерывную борьбу с людской

нуждой, с горем беспомощного ближнего. Они и им подобные

воспитатели и пронесли этот взгляд через ряд веков, и он до-

селе живет в нашем обществе, деятельно обнаруживаясь вся-

кий раз, когда это нужно. Сколько Ульян незаметно и без шу-

ма ведет теперь эту борьбу по захолустьям пораженных нуж-

дой местностей! Есть, без сомненья, и Ртищевы, и они не пере-

ведутся. По завету их жизни будут действовать даже тогда,

когда их самих забудут. Из своей исторической дали они не

перестанут светить, подобно маякам среди ночной мглы, осве-

щая нам путь и не нуждаясь в собственном свете. А завет их

жизни таков: жить—значит любить ближнего, т. е. помогать

ему жить; больше ничего не значит жить и больше не для чего

жить.

(Речь, прочитанная в пользу пострадавших

от неурожая в Поволжье. Опубликована в Бого-

словском Вестнике в 1892 г. № 1).