щих по улицам нищих, чтобы они там не бродили и не валя-
лись: по-видимому, предполагались заведения, подобные тем,
какие устроены были Ртищевым. На церковном соборе 1681 г.
царь предложил патриарху и архиереям устроить такие же
убежища для нищих и в провинциальных городах, и собор
принял предложение. Так частный почин доброго и влиятель-
ного человека дал прямой или косвенный толчок мысли об уст-
ройстве целой системы церковно-государственных благотвори-
тельных заведений и не только оживил, без сомнения, усердие
доброхотных дателей к доброму делу, но и подсказал самую его
организацию, желательные и возможные формы, в которые
оно должно было облечься.
Тем ведь и дорога память этих добрых людей, что их при-
мер в трудные минуты не только ободряет к действию, но и
учит, как действовать. Иулиания и Ртищев — это образцы рус-
ской благотворительности. Одинаковое чувство подсказывало
им различные способы действия, сообразные с положением
каждого. Одна благотворила больше дома, в своем тесном
сельском кругу; другой действовал преимущественно на широ-
кой столичной площади и улице. Для одной благодеяние было
выражением личного сострадания; другой хотел превратить
его в организованное общественное человеколюбие. Но идя
различными путями, оба шли к одной цели: не теряя из вида
нравственно-воспитательного значения благотворительности,
они смотрели на нее, как на непрерывную борьбу с людской
нуждой, с горем беспомощного ближнего. Они и им подобные
воспитатели и пронесли этот взгляд через ряд веков, и он до-
селе живет в нашем обществе, деятельно обнаруживаясь вся-
кий раз, когда это нужно. Сколько Ульян незаметно и без шу-
ма ведет теперь эту борьбу по захолустьям пораженных нуж-
дой местностей! Есть, без сомненья, и Ртищевы, и они не пере-
ведутся. По завету их жизни будут действовать даже тогда,
когда их самих забудут. Из своей исторической дали они не
перестанут светить, подобно маякам среди ночной мглы, осве-
щая нам путь и не нуждаясь в собственном свете. А завет их
жизни таков: жить—значит любить ближнего, т. е. помогать
ему жить; больше ничего не значит жить и больше не для чего
жить.
(Речь, прочитанная в пользу пострадавших
от неурожая в Поволжье. Опубликована в Бого-
словском Вестнике в 1892 г. № 1).