риографии и источниковедению. В сокровищницу русской ис-
торической литературы входят и сравнительно небольшие по
объему статьи ученого, в которых не менее ярко и своеобразно
выразился его талант. В них та же острота взгляда, та же об-
разность, те же неожиданные сравнения, ирония, а то и сар-
казм. Форма статей непринужденная, но всегда хорошо проду-
манная.
Почетное место в творчестве Ключевского занимают ста-
тьи, речи, заметки по истории русской культуры. Все статьи
или речи Ключевского – это самостоятельные, законченные
произведения, органически связанные между собой и разви-
вающие друг друга. Многие его наблюдения и выводы звучат и
сегодня своевременно, злободневно и поучительно.
Значительное число работ написал Ключевский о своих
коллегах-историках – Татищеве, Болтине, Карамзине, Погоди-
не, Грановском, о своих учителях – Соловьеве, Буслаеве, Тихо-
нравове и др. Никто из историков не оставил столько очерков
о писателях и поэтах. Его перу принадлежат статьи (среди них
есть и неоконченные) о Фонвизине, Пушкине, Лермонтове, Го-
голе, Аксакове, Гончарове, Островском, Достоевском, А. К.
Толстом, Чехове, Горьком.
Ключевский всегда серьезно и тщательно готовился к каж-
дой лекции, к каждому выступлению. Один из его бывших
учеников, В. А. Маклаков, поделился воспоминанием о том,
как группа студентов попросила Ключевского прочитать лек-
цию по поводу 15-й годовщины смерти H. A. Некрасова, и как
он колебался из-за того, что на подготовку оставался всего
лишь месяц, а затем ошеломил студентов, в течение часа гово-
ря экспромтом о поэте.[3]
Литературные персонажи Ключевский воспринимал как
исторические явления, изучая через эти образы разнообраз-
ные культурные слои и типы российской действительности –
без них «пустеет история нашего общества». При помощи лите-
ратурных шедевров Ключевский проникал в «дивную глубину
человека» и в нравственную историю общества. Художествен-
ная литература становилась для Ключевского ценнейшим ис-
торическим источником. Сами же писатели были для Ключев-
ского важны как «общественные типы». Черновики историка,
относящиеся к 1908 г., свидетельствуют о том, что он предпо-
лагал ввести в «Курс русской истории» тему о русском творче-
ском гении: о расцвете литературы (здесь он перечислил-