Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  95 / 198 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 95 / 198 Next Page
Page Background

риографии и источниковедению. В сокровищницу русской ис-

торической литературы входят и сравнительно небольшие по

объему статьи ученого, в которых не менее ярко и своеобразно

выразился его талант. В них та же острота взгляда, та же об-

разность, те же неожиданные сравнения, ирония, а то и сар-

казм. Форма статей непринужденная, но всегда хорошо проду-

манная.

Почетное место в творчестве Ключевского занимают ста-

тьи, речи, заметки по истории русской культуры. Все статьи

или речи Ключевского – это самостоятельные, законченные

произведения, органически связанные между собой и разви-

вающие друг друга. Многие его наблюдения и выводы звучат и

сегодня своевременно, злободневно и поучительно.

Значительное число работ написал Ключевский о своих

коллегах-историках – Татищеве, Болтине, Карамзине, Погоди-

не, Грановском, о своих учителях – Соловьеве, Буслаеве, Тихо-

нравове и др. Никто из историков не оставил столько очерков

о писателях и поэтах. Его перу принадлежат статьи (среди них

есть и неоконченные) о Фонвизине, Пушкине, Лермонтове, Го-

голе, Аксакове, Гончарове, Островском, Достоевском, А. К.

Толстом, Чехове, Горьком.

Ключевский всегда серьезно и тщательно готовился к каж-

дой лекции, к каждому выступлению. Один из его бывших

учеников, В. А. Маклаков, поделился воспоминанием о том,

как группа студентов попросила Ключевского прочитать лек-

цию по поводу 15-й годовщины смерти H. A. Некрасова, и как

он колебался из-за того, что на подготовку оставался всего

лишь месяц, а затем ошеломил студентов, в течение часа гово-

ря экспромтом о поэте.[3]

Литературные персонажи Ключевский воспринимал как

исторические явления, изучая через эти образы разнообраз-

ные культурные слои и типы российской действительности –

без них «пустеет история нашего общества». При помощи лите-

ратурных шедевров Ключевский проникал в «дивную глубину

человека» и в нравственную историю общества. Художествен-

ная литература становилась для Ключевского ценнейшим ис-

торическим источником. Сами же писатели были для Ключев-

ского важны как «общественные типы». Черновики историка,

относящиеся к 1908 г., свидетельствуют о том, что он предпо-

лагал ввести в «Курс русской истории» тему о русском творче-

ском гении: о расцвете литературы (здесь он перечислил-