Статен князь Александр, пригож, широкоплеч, высок и совсем еще юн - впереди дружины своей на верном коне бесстрашно мчится он навстречу врагу, обнажив меч, и красный княжеский плащ развивается словно знамя - таким его запомнили дружинники...
Доблестная победа в сражении на берегах реки-Невы принесла князю Александру имя, и юный новгородский князь Александр Ярославович из рода Рюриковичей стал зваться Невским, и слава о нем вышла далеко за пределы Земли Русской.
О многом может поведать потомкам живопись, а икона - тем более. Как бы ни переписывали историю политические деятели в своих интересах, через иконописный образ всегда светится истина.
Если сказать кратко, то изображения святого Александра можно условно разделить на два вида:
На первых - зрелый человек, много испытавший за свой короткий век, схимник, физически еще крепкий.
Благородная осанка не скрывает происхождения, но земные страсти более не борют его, внутренний взор его уже обращен к Небу. Он часть воинства Небесного и несет молитвенный подвиг за земное Отечество. На многих иконах он прижимает десницу к сердцу в знак того, что оно наполнено любовью и принадлежит Творцу, шуйца часто сжимает свиток. Никакого оружия, теперь его главное оружие - молитва. Облачен в схиму, расшитую крестами.
Другие иконы рассказывают нам о его земном подвиге, на них он представлен доблестным воином, победителем. Внешность богатырская, густые вьющиеся волосы, черты лица изящные, волевой подбородок обрамлен красивой славянской бородкой. Княжеские одежды украшают его сильное тело, взгляд решительный, но не горделиво смотрит, а задумчиво, в размышлениях о судьбах своей великой Родины.
В левой руке его - меч, в правой - либо знамя с изображением «Спаса Нерукотворного», либо крест, как знак того, что он готов умереть с мечом в руке за Господа Иисуса Христа, за други своя и Отечество. Со щитом его как воина изображают редко, видимо оттого, что он не ждал и не боялся нападения, а сам шел в атаку со знаменем. А вот в кольчуге и в латах изображений довольно много...
А теперь поговорим об иконографии святого князя подробнее.
Самые ранние сохранившиеся изображения князя относятся к середине XVI века.
Но некоторые исследователи отождествляют с князем всадника в доспехах и шлеме, представленного вместе с великомучеником Георгием, благоверными князьями Борисом и Глебом на новгородской иконе середины XV века «Чудо от иконы «Богоматерь Знамение» (Битва новгородцев с суздальцами)», хотя других подобных изображений Невского неизвестно.
Этот образ - популярный в России XV-XVII веков иконописный сюжет, в основе которого лежит историческое событие: осада Новгорода войском под предводительством суздальского княжича Мстислава Андреевича.
Композиционно икона «Чудо от иконы «Знамение» (Битва новгородцев с суздальцами)» состоит из трех расположенных одна под другой частей (регистров).
В верхней части - изображение новгородцев, молящихся перед образом «Богоматерь Знамение» у церкви Спаса Преображения и затем переносящих его.
В средней части послы новгородцев и суздальцев, съехавшиеся перед битвой, ведут переговоры о мире и затем начинаются боевые действия, суздальцы мечут стрелы в икону «Богоматерь Знамение».
В нижней, заключительной части, изображено выступающее из крепостных ворот новгородское войско (слева) и разбитое смятенное войско суздальцев (справа).
Одна из самых ранних икон, изображающих Александра Невского в монашеском облачении - новгородская таблетка середины XVI века из собора св. Софии «Преподобные Иоанн, Авраамий Ростовский и Александр Невский» (Новгородский музей-заповедник).
Святой представлен в коричневой мантии, серовато-охристом хитоне, на плечах - куколь схимы, короткие, слегка вьющиеся волосы и небольшая клинообразная борода тронуты сединой, в левой руке - развернутый свиток с текстом: «Братие моя, Бога бойтесь и заповеди Его творите».
В монашеском облачении князь представлен также в росписях Благовещенского собора Московского Кремля. Эта иконография характерна и для лицевых покровов на гробницу святого, созданных в XVII веке. Сохранилось несколько лицевых покровов с изображением св. Александра Невского. Покров, хранящийся в ризнице Троице-Сергиевой лавры и происходящий, по-видимому, из собора Рождественского монастыря во Владимире, был выполнен в 1670-1680 гг. в Строгановских мастерских.
На покрове св. Александр Невский представлен с закрытыми глазами, в схиме и мантии; в руках - развернутая хартия с текстом молитвы; короткая борода и усы исполнены темно-красным шелком, что выделяет лик на фоне серебряного и золотого шитья одежд, нимба и фона.
Параллельно «монашескому» иконографическому изводу св. Александра Невского существовал еще и «княжеский», появившийся уже в XVI веке.
Образы святых и несвятых князей Древней Руси включались в состав особых иконографических программ дворцовых храмов, например, Архангельского и Благовещенского соборов Московского Кремля, а также Новоспасского монастыря - усыпальницы Романовых. Если в Благовещенском соборе князь Александр изображен в монашеском облачении, то на фресках Архангельского собора в слое живописи XVII века - согласно традиционной княжеской иконографии - в плаще и шапке.
Как уже указывалось выше, целый ряд миниатюр с воинскими победами Александра Невского содержится в Лицевом Летописном своде.
В XVII веке продолжали развиваться обе линии иконографии. К началу столетия относится житийная икона св. Александра Невского, хранящаяся в приделе Входа Господня в Иерусалим собора Покрова-на-Рву (храм Василия Блаженного, ГИМ). Этот храмовой образ происходил из некогда существовавшей на территории Кремля церкви в честь святого Александра Невского. В среднике изображен князь-схимник, окруженный 35 клеймами, повествующими о его жизни и чудесах.
На протяжении XVII века в Кремлевскую церковь св. Александра Невского совершались ежегодные царские выходы в день памяти святого (впоследствии церковь была разобрана).
В небольшом среднике - фронтальное изображение Александра Невского в рост в монашеском одеянии, надпись: «Святый благоверный великий князь Александр Невский, нареченный во иноцех Алексий».
Вокруг средника - два ряда клейм, из которых 12, занимающих верхнее поле, посвящены событиям жизни святого, остальные - посмертным чудесам: первое - о «душевной грамоте», затем следуют различные чудеса и исцеления у гроба, в конце - «Чудо о Донской победе» (Александр Невский оказывает помощь благоверному князю Димитрию Донскому в Куликовской битве) и «Чудо в битве на Молодех» (Александр Невский, святые князья Борис и Глеб, князья Андрей, Всеволод, Георгий и Ярослав принимают участие в сражении русского войска с крымским ханом Девлет-Гиреем в 1572 г.). В некоторых клеймах над гробницей Александра Невского на высокой подставке помещена аналойная икона с поясным изображением князя (в схиме), что, возможно, воспроизводит конкретные реалии Рождественского собора, где пребывали мощи святого.
В монашеском облачении он представлен на иконе «Древо Московского государства» («Похвала Богоматери Владимирской»), написанной Симоном Ушаковым в 1668 г. (ГТГ). Образ его размещен справа, у основания Древа государства. Обе ветви, символизирующие две составные части государства - власть светскую и духовную - произрастают из Успенского собора Кремля и окаймляют чудотворный образ Богоматери Владимирской.
В живописи XVII века известно немало примеров иконографии монашеского варианта, как на иконе из церкви Успения на Апухтинке в Москве (ГТГ).
Во Владимире, в связи с особым почитанием Александра Невского как местного святого, была написана икона «Христос Вседержитель с припадающими князьями Александром Невским и Георгием Владимировичем», XVII в. (Владимиро-Суздальский музей-заповедник). Местное почитание способствовало созданию особого извода изображений собора святых владимирских князей.
Ситуация с иконографией Александра Невского кардинальным образом изменилась в 1724 году после перенесения его мощей по указу Петра I в Санкт-Петербург, в Александро-Невскую лавру. В этом же году был издан указ Святейшего Синода (от 15 июня 1724 г.) писать святого Александра Невского не в монашеских одеждах, а в великокняжеских. Монашеская иконография святого использовалась с тех пор лишь в старообрядческой среде.
Для мощей князя в Александро-Невской лавре была установлена гробница из серебра, выполненная по эскизу Г. Х. Грота в 1750-1753 гг. (ныне в Государственном Эрмитаже). Раку святого украшала икона, написанная Иваном Адольским-младшим. В соборе у святых мощей в дни его памяти собирались кавалеры ордена св. Александра Невского. Этот орден был задуман Петром I для награждения военных, но учредила его Екатерина I уже после смерти Петра, и награждали им как военных, так и гражданских лиц.
В XVIII веке появляются новые вариации иконографии св. Александра Невского. Князя нередко изображали с видом Александро-Невской лавры - как на иконе XVIII века из дворца Монплезир в Петергофе. Фигуру святого помещали, как правило, справа, а основное пространство доски отводилось для изображения зданий лавры.
В XVIII веке появится также серия изображений Александра Невского с малым житийным циклом, состоящим из четырех клейм. Например, на иконе «Святой Александр Невский со сценами жития» второй половины XVIII века, написанной в селе Павлово-на-Оке (НГХМ), представлены сюжеты, иллюстрирующие битву на Неве.
Встречаются отдельные иконы с изображением князя на фоне Невской битвы (ГМИР).
В XIX веке есть интересный пример сочетания Богоматери Боголюбской с изображением коленопреклоненного Александра, хотя традиционно Богоматерь Боголюбская изображалась с князем Андреем. В XIX веке создавались житийные иконы св. Александра Невского с небольшим количеством сюжетов. В иконах-минеях Нового времени св. Александр изображается в княжеских одеждах.
Большинство икон XVIII-XIX веков изображает св. Александра Невского именно так, как установлено Святейшим Синодом: в воинских доспехах и царской мантии, украшенной горностаем, иногда верхом на коне.
В ХХ столетии святого Александра Невского изображали как в традициях «великокняжеского» извода, так и в образе схимника - в соответствии с рекомендацией Иконописного подлинника XVIII века: «в схиме, ризы преподобническия, кудерцы видеть маленько ис под схимы, сам плечист телом, риза багор, испод дичь, в руце свиток зажат» (Строгановский иконописный подлинник, БАН).
Монахиней Иулианией (М. Н. Соколовой) в середине 1970-х гг. была написана в качестве учебного пособия для учащихся иконописного класса Московской духовной семинарии икона-таблетка святого Александра Невского, представляющая как великокняжеский, так и схимнический изводы.
Широкое распространение икон святого Александра Невского связано с той значительной ролью, которую играла Россия в мировой политике XIX века. В частности, одержанные в ходе русско-турецких конфликтов победы, освобождение порабощенных турками народов способствовали почитанию св. Александра Невского в Европе. Соборы в честь Александра Невского были возведены в Париже (1859-1861), Софии (1883-1912), Варшаве (1894-1900), Белграде (1894-1912) и Таллинне (1895-1900).
Особое почитание святого Александра Невского связано с защитой Родины в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. По призыву Блаженнейшего митрополита Московского Сергия верующим народом были собраны средства для создания авиационной эскадрильи имени Александра Невского. На одном из истребителей с надписью на борту «Александр Невский» сражался Герой Советского Союза Александр Дмитриевич Билюкин; за годы войны он выполнил 430 успешных боевых вылетов, в 36 воздушных боях лично сбил 23 и в составе группы 1 самолет противника.
Святому благоверному князю Александру Невскому на Руси посвящено множество храмов. Так, в пределах Московской епархии из числа русских святых больше всего храмов посвящено именно ему. Многочисленные иконы святого находятся в воинских частях и на боевых кораблях вооруженных сил России. Нет сомнения в том, что на основе известных иконографических сюжетов появятся и новые, свидетельствующие о молитвенном почитании и благодатной помощи святого, произнесшего некогда знаменитые слова: «Не в силе Бог, а в правде».