Фильм «Житие Александра Невского», поставленный режиссером Г. Кузнецовым (ТО «Евразия», Екатеринбург), как явствует уже из названия, открыто полемичен по отношению к эйзенштейновскому шедевру.
Там мы видим апофеоз светской государственности, воплощенной в образе гениального полководца, народного вождя и защитника Руси от немецко-фашистских рыцарей.
Здесь, в нынешнем фильме, нам предлагается сугубо религиозное, «православное» видение тех же самых исторических фигур и событий.
Там Александр Невский был центральной фигурой монументальной исторической фрески, здесь - он лицо, по сути бездействующее: в фильме изображаются последние дни его земной жизни, возвращение из Орды домой, во Владимир, во время которого он смертельно заболел и скончался (тот самый финал, который не позволено было снять Эйзенштейну).
Умирающего князя посещают видения: воспоминания о событиях прошедшей жизни, а также, что самое удивительное, в бреду он созерцает эпизоды будущего своего посмертного «жития».
Он видит, например, чудеса, совершающиеся у его святых мощей и описанные затем в «Четьях-Минеях». Поскольку посмертные чудеса - главный аргумент в вопросах канонизации, они нужны для того, чтобы всеми способами подчеркнуть святость князя.
Герой этой картины - не просто исторический персонаж, но торжественно канонизированный Церковью святой.
Это предпоследняя режиссерская работа Кузнецова и первая сценарная. В написании скрипта режиссеру помогал сценарист и писатель Борис Шустров.
В том же 1991 году вышел кинофильм «Плащаница Александра Невского», для которого Шустров тоже написал сценарий.
Роль самого князя воплотил театральный актер Анатолий Горгуль, который преимущественно играет на сцене Краснодарского драматического театра.