Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  45 / 59 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 45 / 59 Next Page
Page Background

43

международной

политической

практике

,

то

есть

нация

это

совокупность

граждан

одного

государства

»;

при

этом

для

наименования

входящих

в

государство

сообществ

остаются

понятия

национальностей и народов

[

там же

: 10].

Такая

позиция

вызвала

буквально

шквал

критики

в

отечественной

политической

науке

,

социологии

и

этнологии

.

В

.

А

.

Тишков

как

один

из

наиболее

компетентных

ученых

в

этой

сфере

не

мог

не

внести

определенные

,

зачастую

серьезные

коррективы

в

свою

идею

нации

и

национального

государства

.

В

одной

из

своих

недавних

статей

он

соглашается

,

что

в

результате

общественно

исторического

развития

«

появились

самые

мощные

и

широкие

социальные

группировки

людей

,

которые

сначала

в Европе

,

а

затем

и

в

остальном

мире

получили

название

нация

’».

Они

представляли

собой

«

сообщества

(

согражданства

),

находящиеся

под

одной

суверенной

властью

»,

властью

,

сегодня

связываемой

с

нацией

-

государством

или

национальным

государством

[

Тишков

2017].

Впрочем

,

в

плане

замысла

и

предназначения

этой

статьи

данные

рассуждения

не

имеют

особого

значения

,

поскольку

она

посвящена

выяснению

правомерности

именно

вышеприведенного

положения

Преамбулы

и

ст

. 3

Конституции

РФ

.

В

этом

контексте

считаю

уместным

привести

предлагаемое Тишковым

решение

данной

проблемы

.

Так

,

критически

и

справедливо

оценивая

«

исключительно

этническую

интерпретацию

категории

нация

’»,

Тишков

соглашается

с

возможностью

пересмотра

или

переосмысления

юристами

«

таких

основных

документов

,

как Конституция

,

которая

начинается

словами

:

Мы

многонациональный

народ

’».

Однако

не

может

не

вызвать

некоторое

недоумение

вывод

автора

,

по

мнению

которого

«

формула

нация

наций

освобождает

от

ревизии

текста

Основного

закона

».

Развивая

дальше

свою

мысль

,

он

пишет

: «

Предлагаемое

нами

правовое

признание

и

уже

реально

существующее

в

России

двойственное

и

не

исключающее

друг

друга

понимание

нации

открывает

возможность

определения

российского

народа

как

нации

наций

» [

там

же

].

Получается

весьма

странная

,

на

мой

взгляд

,