41
истории
,
национализм
может
служить
,
с
одной
стороны
,
фактором
мобилизации
народов
на
борьбу
за
свое
освобождение
,
творческого
порыва
,
обеспечения
жизнеспособности
и
дальнейшего
продвижения
общества
на
путях
прогресса
и
благосостояния
и
т
.
д
.
С
другой
стороны
,
он
может
служить
катализатором
разного
рода
конфликтов
,
холодных
и
горячих
войн
,
различных
радикальных
,
экстремистских
,
сепаратистских
и
иных
движений
,
подрывающих
социальную
и
политическую
стабильность
в
обществе
,
основы
существующих
общественно
-
политических
институтов
и
самой
государственности
,
способных подготовить
условия
для прихода
к
власти
авторитарных и
тоталитарных
режимов
.
На
первый
взгляд
парадоксально
может
звучать
утверждение
,
что
национализм
при
всей
своей
кажущейся
обращенности
в
прошлое
,
к
истории
,
традициям
,
мифам
и
т
.
д
.,
является
ровесником
и
близнецом
модернизации
и
теснейшим
образом
связан
с
промышленной
революцией
,
урбанизацией
,
становлением
гражданского
общества
и
современного
национального
государства
.
Хотя
некоторые
авторы
и
говорят
,
что
нация
представляет
собой
феномен
,
старый
как
сам
мир
,
национально
-
государственное
строительство
началось
с
Реформации
.
В
современном
понимании
сами
понятия
нации
,
национализма
,
национального
государства
,
национальной
идеи
сложились
только
в Х
VIII-XIX
вв
.
Национальное
государство
в
строгом
смысле
слова
лишь
в
течение
последних
приблизительно
200
лет
стало
одной
из
форм
политической
самоорганизации
народов
.
Германия
и
Италия
,
какими
мы
их
знаем
сегодня
,
вышли
на
общественно
-
политическую
авансцену
лишь
во
второй
половине
XIX
в
.
В
XX
в
.
национализм
приобрел
универсальный
характер
и
стал
использоваться
как
идеология
национального
государства
.
Прав
Э
.
Геллнер
,
утверждавший
,
что
национализм
–
это
«
не
пробуждение
древней
,
скрытой
,
дремлющей
силы
...,
он
является
следствием
новой
формы
социальной
организации
,
опирающейся
на
полностью
обобществленные
,