Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  44 / 59 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 44 / 59 Next Page
Page Background

42

централизованно

воспроизводящиеся

высокие

культуры

,

каждая

из

которых

защищена

своим

государством

» [

Геллнер

1991: 112].

Поэтому

представляется

не

совсем

корректным

рассматривать

национализм

через

призму

истории

,

как

некий

реликт

прошлого

,

несовместимый

с

настоящим

,

тем

более

с

будущим

.

В

действительности

мы

имеем

дело

с

совершенно

новыми

явлениями

,

порожденными

именно

современными

реалиями

,

хотя

к

ним

и

применяются

названия

,

ярлыки

и

стереотипы

,

заимствованные

из

прошлого

.

В

связи

с

этим

обращает

на

себя

внимание

тот

факт

,

что

в

России

,

да

и

за

рубежом

определенной

популярностью

пользуются

идеи

авторов

,

которые

вообще

ставят

под

сомнение

сам

факт

существования

наций

как

реальных

феноменов

внутригосударственной жизни

.

К

примеру

,

известный

отечественный

ученый

В

.

П

.

Тишков

,

который

внес

большой

позитивный

вклад

в

развитие

советской

/

российской

этнологии

,

указывает

,

что

«

длительные

трудности

с

определением

понятия

нация

связаны

не

со

сложностью

определяемой

материи

,

а

с

эпистемологически

неверной

посылкой

придать

значимость

объективной

категории

по

сути

пустому

,

но

ставшему

эмоционально

влиятельным

слову

,

за

исключительное

обладание

которым

состязаются

две

формы

социальной

группировки

людей

государства

и

этнокультурные

общности

» [

Тишков

1997: 83].

И

делает

вывод

: «

По

моему

убеждению

,

нация

это

политический

лозунг

и

средство

мобилизации

,

а

вовсе

не

научная

категория

.

Состоя

почти

из

одних

исключений

,

оговорок

и

противоречий

,

это

понятие

как

таковое

не

имеет

права

на

существование

и

должно

быть

исключено

из

языка

науки

.

В

этнокультурном

смысле

категориальность

понятия

нация

утратила

в

современном

мире

всякое

значение

и

стала

фактически

синонимом

этнической

группы

» [

там

же

].

Все

эти

суждения

были

обоснованием

тезиса

о

том

,

что

«

выход

из

теоретического

тупика

в

отказе

от

термина

нация

в

его

этническом

значении

и

сохранении

того

его

значения

,

которое

принято

в

мировой

научной

литературе

и