нуждающимся деньгами, имуществом, советом и трудом.
(Прав. энц., том 5).
В свою очередь, понятие
милосердие
философская
энциклопедия поясняет так:
Милосердие
– сострадательное, доброжелательное, за-
ботливое, любовное отношение к другому человеку; про-
тивоположно равнодушию, жестокосердию, злонамерен-
ности, враждебности, насилию.
В европейской христианской культуре идея милосер-
дия формируется на пересечении ряда традиций. Поня-
тие милосердия восходит к Пятикнижию, где слово
«hesed»
обозначало
«доброту», «любящую доброту».
В добиблейской греческой литературе слово είδος обо-
значает чувство, которое возникает при виде незаслу-
женных страданий. У Аристотеля это чувство, противопо-
ложное гневу: сочувствие, жалость, сострадание. В грече-
ском тексте Нового Завета милосердие передается, глав-
ным образом, специфически христианским термином
агапе.
В христианской этике милосердная любовь приоб-
ретает особое значение как одна из трех богословских
добродетелей; в милосердии человек посвящает себя Богу
и тем самым открывается добру. С этической точки зре-
ния милосердие составляет долг человека: в нем человек
призван осуществить нравственный идеал, на что указы-
вает заповедь любви.
Милосердие достигает нравственной полноты, когда
воплощается в действиях, не только направленных на
удовлетворение интересов другого, но и основанных на
стремлении к совершенству. Уже в Пятикнижии Бог вы-
ступает не только как устрашающий, но и как милосерд-
ный, многомилостивый, человеколюбивый, снисходитель-
ный; в Новом Завете милосердность Бога непосредствен-
но задается как объект для подражания. В заповеди люб-
ви требование милосердного отношения к ближнему
обосновывается и подкрепляется требованием любви к
Богу, в которой человек должен проявить себя во всей
внутренней полноте и цельности сердца, души, воли и ра-
зума.