Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  13 / 16 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 13 / 16 Next Page
Page Background

нуждающимся деньгами, имуществом, советом и трудом.

(Прав. энц., том 5).

В свою очередь, понятие

милосердие

философская

энциклопедия поясняет так:

Милосердие

– сострадательное, доброжелательное, за-

ботливое, любовное отношение к другому человеку; про-

тивоположно равнодушию, жестокосердию, злонамерен-

ности, враждебности, насилию.

В европейской христианской культуре идея милосер-

дия формируется на пересечении ряда традиций. Поня-

тие милосердия восходит к Пятикнижию, где слово

«hesed»

обозначало

«доброту», «любящую доброту».

В добиблейской греческой литературе слово είδος обо-

значает чувство, которое возникает при виде незаслу-

женных страданий. У Аристотеля это чувство, противопо-

ложное гневу: сочувствие, жалость, сострадание. В грече-

ском тексте Нового Завета милосердие передается, глав-

ным образом, специфически христианским термином

агапе.

В христианской этике милосердная любовь приоб-

ретает особое значение как одна из трех богословских

добродетелей; в милосердии человек посвящает себя Богу

и тем самым открывается добру. С этической точки зре-

ния милосердие составляет долг человека: в нем человек

призван осуществить нравственный идеал, на что указы-

вает заповедь любви.

Милосердие достигает нравственной полноты, когда

воплощается в действиях, не только направленных на

удовлетворение интересов другого, но и основанных на

стремлении к совершенству. Уже в Пятикнижии Бог вы-

ступает не только как устрашающий, но и как милосерд-

ный, многомилостивый, человеколюбивый, снисходитель-

ный; в Новом Завете милосердность Бога непосредствен-

но задается как объект для подражания. В заповеди люб-

ви требование милосердного отношения к ближнему

обосновывается и подкрепляется требованием любви к

Богу, в которой человек должен проявить себя во всей

внутренней полноте и цельности сердца, души, воли и ра-

зума.