Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  14 / 16 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 14 / 16 Next Page
Page Background

Однако, милосердие — не только средство в процессе

самосовершенствования, но и содержание его. Человек

не является милосердным потому, что стал совершенст-

вующимся; скорее, милосердное поведение является вы-

ражением его совершенствования. Поэтому несостоятель-

но мнение, что милосердие как путь служения Богу не

предполагает непременно чувства благожелательности.

Также несостоятельно сведение милосердия к альтру-

изму, который исчерпывается доброжелательным отно-

шением к другим. Однако вне телеологического и пер-

фекционистского контекстов отсутствие идеала милосер-

дия теряет стандарт совершенства.

В новозаветных текстах милосердие предлагалось в

качестве универсального требования, содержащего в себе

и требования Моисеевых заповедей (см. Декалог). Этот

взгляд сохраняется и в ряде современных работ по мо-

ральной теологии. Однако уже у апостола Павла получает

развитие различение закона Моисея и заповеди любви,

которое, помимо чисто теологических аспектов, имело и

существенное этическое содержание, а именно то, что в

Христианстве от человека требуется не скрупулезное со-

блюдение правил, нередко формальных, а праведность,

покоящаяся на непосредственном движении души и зове

сердца. Этический аспект различения Декалога и этики

любви был воспринят в новоевропейской мысли и про-

блематизирован в контексте сопоставления справедливо-

сти и милосердия (Гоббс, Прудон, Шопенгауэр). Анализ

этой традиции в истории западной философии приводит

к следующим выводам:

а) хотя милосердие представляет собой высшее мо-

ральное требование, непосредственно задает человеку

идеал и в этом смысле универсально, оно отнюдь не мо-

жет рассматриваться в качестве требования, исполнение

которого всегда ожидается от человека; в действитель-

ных отношениях между людьми как членами сообщества

милосердие является лишь рекомендуемым требованием,

между тем как справедливость — непреложным;