Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  15 / 16 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 15 / 16 Next Page
Page Background

б) милосердие вменяется человеку в обязанность, од-

нако, он сам вправе требовать от других лишь справед-

ливости и не более того.

Впрочем, разделение справедливости и милосердия,

тем более, в соотнесении с различными сферами комму-

никативного опыта, относительно: этически неправоме-

рен и нравственно несовершенен такой выбор, в котором

справедливость принимается как непосредственный долг

человека, но при этом предполагается, что милосердие в

императивном отношении является не нравственным

долгом, а лишь рекомендацией.

В той мере, в какой социальная жизнь воспроизводит

различие, обособленность и противоположность интере-

сов индивидов как членов сообществ, милосердие пред-

стает психологически и практически непростой задачей.

Возникающие проблемы связаны с тем, что:

а) милосердие может провоцировать конфликты: ока-

зание помощи ставит того, кому она оказана, т. е. нуж-

дающегося, в положение, которое может восприниматься

как ущемляющее его нравственное достоинство; милосер-

дие может вести к неравенству;

б) милосердие творится другому, чье понимание собст-

венного блага может отличаться от понимания благотво-

рителя; непозволительно навязывание блага другому;

в) милосердие совершается в немилосердном, несовер-

шенном мире. Последовательное милосердие предполага-

ет не только самоотверженность и не просто доброжела-

тельность, но и понимание другого человека, сострадание

к нему, а в последовательном своем выражении — дея-

тельное участие в жизни другого. Милосердие опосредо-

вано служением; этим оно возвышается над подаянием,

услугой, помощью. В нормативном плане милосердие не-

посредственно связано с требованиями прощения обид,

непротивления злу насилием и любви к врагам...