б) милосердие вменяется человеку в обязанность, од-
нако, он сам вправе требовать от других лишь справед-
ливости и не более того.
Впрочем, разделение справедливости и милосердия,
тем более, в соотнесении с различными сферами комму-
никативного опыта, относительно: этически неправоме-
рен и нравственно несовершенен такой выбор, в котором
справедливость принимается как непосредственный долг
человека, но при этом предполагается, что милосердие в
императивном отношении является не нравственным
долгом, а лишь рекомендацией.
В той мере, в какой социальная жизнь воспроизводит
различие, обособленность и противоположность интере-
сов индивидов как членов сообществ, милосердие пред-
стает психологически и практически непростой задачей.
Возникающие проблемы связаны с тем, что:
а) милосердие может провоцировать конфликты: ока-
зание помощи ставит того, кому она оказана, т. е. нуж-
дающегося, в положение, которое может восприниматься
как ущемляющее его нравственное достоинство; милосер-
дие может вести к неравенству;
б) милосердие творится другому, чье понимание собст-
венного блага может отличаться от понимания благотво-
рителя; непозволительно навязывание блага другому;
в) милосердие совершается в немилосердном, несовер-
шенном мире. Последовательное милосердие предполага-
ет не только самоотверженность и не просто доброжела-
тельность, но и понимание другого человека, сострадание
к нему, а в последовательном своем выражении — дея-
тельное участие в жизни другого. Милосердие опосредо-
вано служением; этим оно возвышается над подаянием,
услугой, помощью. В нормативном плане милосердие не-
посредственно связано с требованиями прощения обид,
непротивления злу насилием и любви к врагам...