Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  35 / 158 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 35 / 158 Next Page
Page Background

дов и сел бежало, пытаясь спастись от страшной смерти,

все священнослужители оставались в своих приходах. Не

было ни одного случая, чтобы кто-нибудь из них пытался

уехать. С особым благоговением вело себя духовенство за

богослужением.

"В этой стране Обедня совершается с

полным благоговением, страхом и уважением к святы-

не…"

- писал Павел Алеппский.

"Люди,

- пишет он, -

стоят от начала службы до кон-

ца неподвижно, как камни, беспрерывно кладут земные

поклоны и все вместе, как бы из одних уст, поют молит-

вы".

В древней Руси строгий богослужебный устав соблю-

дался не только в монастырях, но и во всех приходских

церквах. Духовным идеалом людей того времени был мо-

нах-подвижник, всецело посвятивший себя служению

Богу. Поэтому монастырский устав и определял всю

жизнь русских людей. Отличие мирян состояло лишь в

том, что они могли вступать в брак и заниматься мирски-

ми делами, во всем же остальном должны были подра-

жать монахам. И в домашнем быту, и в общественной

жизни чувствовался монастырский уклад.

"У всякого в доме,

- писал Павел Алеппский,-

имеется

бесчисленное множество икон, украшенных драгоценно-

стями...ибо любовь к иконам и вера весьма велики. Они

зажигают перед каждой иконой по свечке утром и вече-

ром, знатные же люди зажигают особые светильники…

русские привыкли молиться непременно перед иконой,

устремив на нее взор, то есть действительно прекло-

няться перед ней".

Они отличались такой любовью к иконам, что не

смотрели

"на красоту изображения"

, а глубоко почитали

любую икону... Кроме образов святых, во всей Московии

нельзя было видеть других изображений.

"Каждый раз,

когда они увидят издали кресты церквей, то обращают-

ся к каждой из них и молятся, делая по три поклона".

Всего в Москве во время Павла Алеппского было более че-

тырех тысяч храмов, а престолов - более десяти тысяч.