которым приступали по окончании поста, предваритель-
но очистив себя таинством Покаяния. В Древней Руси
(как и во всех восточных Церквах) был обычай прича-
щаться Христовых Таин именно в конце Великого Поста,
о чем свидетельствуют писатели ХVI веков.
Так, например, немецкий дипломат С. Герберштейн в
своих "Записках о московитских делах" говорит, что рус-
ские христиане
"исповедуются около праздника Пасхи с
великим благоговением и сокрушением сердца".
Во многих местах Древней Руси был обычай прича-
щать верующих и в самый день святой Пасхи - взрослых
и детей. Что касается "малых" постов, то христиане древ-
ней Руси причащались также в самый день праздника:
Петров день, Успение Богородицы, Рождество Христово.
С большим благоговением русские люди входили в
храм Божий: полагали несколько земных поклонов, кла-
нялись на все стороны тем, кто уже был в храме.
"Что касается их крестного знамения, то... оно совер-
шается ударом пальцев о чело, перси и плечи... Так же
поступают их дети, ибо вскормлены молоком веры и
благочестия. Как они умеют, будучи маленькими, тво-
рить такое крестное знамение?! Как умеют кланяться
присутствующим?! А мы не умели креститься подобно
им, за что они насмехались над нами, говоря: "Почему вы
проводите каракули на груди, а не ударяете пальцами о
чело и плечи, как мы?" Мы радовались за них. Какая это
благословенная страна, чисто православная!".
Особым почтением и уважением пользовалось у рус-
ских людей духовенство. Перед святителем воеводы стоя-
ли с непокрытой головой, не смея сесть даже по пригла-
шении. Так же почтительно относился русский народ и к
простым сельским священникам. Всеобщее уважение к
духовным лицам основывалось не только на почитании
сана как такового, но и на действительной духовности и
нравственной высоте священства. Русские священники в
буквальном смысле слова полагали души
"за други своя".
Во время моровой язвы, когда множество жителей горо-