дившиеся под публичной епитимией не только не имели
права делать приношения в церковь, но и отлучались от
христианского общества. Церковные предписания запре-
щали духовному отцу входить в дома отлученных, при-
сутствовать с ними на пиршествах и даже оставаться с
ними в одном доме. Кроме того, на исповедь не допуска-
лись те из христиан, которые не давали своего согласия
отстать от греха. Но великого грешника, давшего обеща-
ние исправиться и обнаружившего покорность духовно-
му отцу и желание исполнять его советы и заповеди, по-
следний обязан был исповедовать. Были еще публичные
епитимии, так называемые сорокадневные. Этим епити-
миям подвергались христиане, которые долгие годы не
соблюдали поста и не были на исповеди. Публичным епи-
тимиям подвергались и лица инославного вероисповеда-
ния, перешедшие в Православие, или бывшие сектанты.
Так, архиепископ Новгородский Геннадий (ХV в.) прису-
дил к стоянию вне церкви жидовствующих, принесших
покаяние. Лица, занимавшиеся волшебством или имев-
шие суеверные привычки, не только отлучались от храма,
но и лишались права приношения. Разбой, убийство де-
тей, кулачные бои, незаконные сожительства, незакон-
ные браки (даже третий), развод, грехи против седьмой
заповеди, воровство и мятежи - все это наказывалось
публичной епитимией разной продолжительности. Кроме
того, публичное покаяние соединялось и с тайной епити-
мией, как то: пост, молитва, плач и коленопреклонение
до конца жизни. Случаи наложения публичной епитимии
были не редкостью, что неоднократно подтверждается и
иностранными писателями. Следует отметить, что пуб-
личная епитимия носила очень тяжелый характер. Греш-
ник обязан был ежедневно посещать храм и оставаться
за его дверями до окончания богослужения. Кроме того,
ему запрещалось причащаться Святых Таин до оконча-
ния епитимии, за исключением случая смертной опасно-
сти. Он лишался также антидора и святой просфоры.
Особое внимание уделялось принятию Святых Таин, к