Ольга Симонова
О
браз сестры милосердия в русской
литературе конца XIX – начала XX
века: диалог с традицией
Аннотация:
В статье определяется комплекс мотивов, связанных с
образом сестры милосердия в русской литературе конца XIX –
начала XX вв. Подробно анализируются житийные и христи-
анские мотивы. Впервые сопоставляется отображение этого
образа в русской традиции и в западной (на примере француз-
ской и английской литератур). Показана эволюция изображе-
ния сестры милосердия: образ-функция постепенно наполня-
ется человеческими чертами, происходит его десакрализация
и снижение. Отдельное внимание уделено разнице трактовок
образа в массовой и «большой» литературе
Изображение женщин, ухаживающих за больными, появля-
ется в мифологических и библейских текстах. Это занятие
приписывали верховным божествам. Так, египетская богиня
Исида считалась покровительницей медицины, она оказывала
помощь больным, чаще всего во время сна [18, с. 16]. Особое
значение уход за больными получает в христианстве. Хри-
стос учил людей милосердию и исцелял больных. Первоначаль-
но в общественном пространстве за больными ухаживали
мужчины, для женщин это был домашний труд. Под влияни-
ем христианского учения возникает организованный уход за
больными [18, с. 44], со временем он становится приоритет-
ным занятием для религиозных орденов, одной из форм под-
вижничества. Именно в монастырях дело ухода за больными
впервые становится для женщин профессией. Позднее возни-
кает понятие «сестра милосердия» (буквальный перевод с
французского «sœur de charité»), которое закрепилось в русском
языке до революции. Деятельность сестры милосердия в са-
крализованном пространстве религиозной общины или орде-
на, следование завету Христа наполняет образ соответст-
вующими коннотациями: возникает традиция изображения
сестры милосердия как святой.