Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  49 / 88 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 49 / 88 Next Page
Page Background

Ольга Симонова

О

браз сестры милосердия в русской

литературе конца XIX – начала XX

века: диалог с традицией

Аннотация:

В статье определяется комплекс мотивов, связанных с

образом сестры милосердия в русской литературе конца XIX –

начала XX вв. Подробно анализируются житийные и христи-

анские мотивы. Впервые сопоставляется отображение этого

образа в русской традиции и в западной (на примере француз-

ской и английской литератур). Показана эволюция изображе-

ния сестры милосердия: образ-функция постепенно наполня-

ется человеческими чертами, происходит его десакрализация

и снижение. Отдельное внимание уделено разнице трактовок

образа в массовой и «большой» литературе

Изображение женщин, ухаживающих за больными, появля-

ется в мифологических и библейских текстах. Это занятие

приписывали верховным божествам. Так, египетская богиня

Исида считалась покровительницей медицины, она оказывала

помощь больным, чаще всего во время сна [18, с. 16]. Особое

значение уход за больными получает в христианстве. Хри-

стос учил людей милосердию и исцелял больных. Первоначаль-

но в общественном пространстве за больными ухаживали

мужчины, для женщин это был домашний труд. Под влияни-

ем христианского учения возникает организованный уход за

больными [18, с. 44], со временем он становится приоритет-

ным занятием для религиозных орденов, одной из форм под-

вижничества. Именно в монастырях дело ухода за больными

впервые становится для женщин профессией. Позднее возни-

кает понятие «сестра милосердия» (буквальный перевод с

французского «sœur de charité»), которое закрепилось в русском

языке до революции. Деятельность сестры милосердия в са-

крализованном пространстве религиозной общины или орде-

на, следование завету Христа наполняет образ соответст-

вующими коннотациями: возникает традиция изображения

сестры милосердия как святой.