Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  51 / 88 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 51 / 88 Next Page
Page Background

сына. Она, решив посвятить свою жизнь милосердию, не со-

глашается, он устраивает на нее гонения, вплоть до того, что

ей грозит эшафот. Под покровом ночи ей удается бежать за

границу. Там много времени спустя в лесу она находит тяжело

раненного старика, который оказывается ее мучителем. Она

спасает его, выхаживает, под ее влиянием он испытывает рас-

каяние и остается в Швейцарии среди верующих людей иску-

пать свои злодеяния. Чрезмерная экзальтированность героев

(обильные слезы, обнимание со своим врагом, неправдоподоб-

ное раскаяние) – наследие сентиментализма – не затеняет осо-

бенности изображения сестры милосердия: 1) для сестры про-

фессиональное всегда выше личного, 2) акцентируется сила

религии

(«При созерцании сестры милосердия беспринципные

люди признают святость религии, которая вдохновляет сес-

тер»

[19, с. 288]); 3) житийные мотивы (твердость героини в

решении следовать своему предназначению, злые козни вра-

гов, раскаяние грешника).

Эту повесть можно считать одним из инвариантов повести

о сестре милосердия, где сестра выхаживает своего врага,

причинившего ей много зла, а враг в итоге раскаивается и ис-

купает свою вину. Этот момент всегда сопровождается чрез-

мерной экзальтированностью героев и немотивированным

раскаянием врага – образца жестокости и черствости. Но если

в начале XIX века религиозность была основной характеристи-

кой сестры, то в конце века подобная ситуация будет объяс-

няться не религиозностью сестры, а ее добродетельностью и

самоотверженностью. Подчеркивается, что дело, чувство долга

важнее для сестры, чем ее собственное счастье (то же встреча-

ем в комедии Н.-П. Дюпор и Р. Шаплен «Две сестры милосер-

дия» (N.-P. Duport, R. Chapelain «Les deux sœurs de charité»). В

этой же повести появляется характерный для приключенче-

ской литературы мотив бегства, позволяющего сохранить

жизнь и возможность быть сестрой. Все эти отмеченные моти-

вы впоследствии обнаруживаются в других произведениях о

сестрах милосердия, их встречаем как в английской литерату-

ре (Г. Ален и А. Конан-Дойль «Дело врача»), так и в русской (Л.

Чарская «Сестра Марина»).

В литературе постоянно актуализируется вопрос о женской

привлекательности сестры, о возможности близости с ней. Вы-

звано это тем, что в отношениях между сестрой и больным на-

рушается принятая в обществе дистанция между женщиной и