сына. Она, решив посвятить свою жизнь милосердию, не со-
глашается, он устраивает на нее гонения, вплоть до того, что
ей грозит эшафот. Под покровом ночи ей удается бежать за
границу. Там много времени спустя в лесу она находит тяжело
раненного старика, который оказывается ее мучителем. Она
спасает его, выхаживает, под ее влиянием он испытывает рас-
каяние и остается в Швейцарии среди верующих людей иску-
пать свои злодеяния. Чрезмерная экзальтированность героев
(обильные слезы, обнимание со своим врагом, неправдоподоб-
ное раскаяние) – наследие сентиментализма – не затеняет осо-
бенности изображения сестры милосердия: 1) для сестры про-
фессиональное всегда выше личного, 2) акцентируется сила
религии
(«При созерцании сестры милосердия беспринципные
люди признают святость религии, которая вдохновляет сес-
тер»
[19, с. 288]); 3) житийные мотивы (твердость героини в
решении следовать своему предназначению, злые козни вра-
гов, раскаяние грешника).
Эту повесть можно считать одним из инвариантов повести
о сестре милосердия, где сестра выхаживает своего врага,
причинившего ей много зла, а враг в итоге раскаивается и ис-
купает свою вину. Этот момент всегда сопровождается чрез-
мерной экзальтированностью героев и немотивированным
раскаянием врага – образца жестокости и черствости. Но если
в начале XIX века религиозность была основной характеристи-
кой сестры, то в конце века подобная ситуация будет объяс-
няться не религиозностью сестры, а ее добродетельностью и
самоотверженностью. Подчеркивается, что дело, чувство долга
важнее для сестры, чем ее собственное счастье (то же встреча-
ем в комедии Н.-П. Дюпор и Р. Шаплен «Две сестры милосер-
дия» (N.-P. Duport, R. Chapelain «Les deux sœurs de charité»). В
этой же повести появляется характерный для приключенче-
ской литературы мотив бегства, позволяющего сохранить
жизнь и возможность быть сестрой. Все эти отмеченные моти-
вы впоследствии обнаруживаются в других произведениях о
сестрах милосердия, их встречаем как в английской литерату-
ре (Г. Ален и А. Конан-Дойль «Дело врача»), так и в русской (Л.
Чарская «Сестра Марина»).
В литературе постоянно актуализируется вопрос о женской
привлекательности сестры, о возможности близости с ней. Вы-
звано это тем, что в отношениях между сестрой и больным на-
рушается принятая в обществе дистанция между женщиной и