***
Как считает И. Герасимова,
«поэтизация образа сестры
милосердия авторами-мужчинами позволяет констатиро-
вать его включенность в контекст русской мифопоэтической
и литературной традиции»
[3, с. 18]. В русской литературе
этот образ появляется во время Крымской войны 1853–56 гг. В
начале освоения темы образ объективируется, показывается
со стороны, как картинка, личность ее не интересна, важна
функция, которую она исполняет. В мужском мире героев наи-
более примечательна ее женственность: «хорошенькая сестра»
становится навязчивой мыслью героя рассказа Л. Н. Толстого
«Севастополь в августе 1855 года». Женственность предстает
не только как эстетическая категория, но имеет и функцио-
нальные проявления: спокойное, рациональное отношение, за-
боту и неустанный уход за ранеными. Возникает ставшее впо-
следствии типичным изображение героини глазами раненого
бойца:
«восприятие сестры милосердия лирическим героем яв-
ляется важной гранью его собственного психологического
«портрета»»
[4, с. 211].
Во многих произведениях о русско-турецкой войне 1877–
1878 гг. сестра милосердия становится главной героиней (Вас.
И. Немирович-Данченко «Сестра Васильева», В. В. Верещагин
«Литератор», В. А. Тихонов «Сестра милосердия» и др.). Теперь
это уже не мимолетная зарисовка, образ прорабатывается,
изображается внутренний мир героини, ее чувства и мысли, ее
рефлексия по поводу работы в госпитале. В это же время по-
является, по наблюдению Е. Н. Правдиковской,
«новое воспри-
ятие роли женщины как «слуги общества», «общественного
деятеля»»
(в пьесе М. Кирьяковой «Сестра милосердия», 1877)
[10, с. 141].
Вас. Немирович-Данченко создает канонический образ
практически святой сестры Васильевой: падшая женщина ми-
лосердием искупает свой грех и преображается. Ее история
созвучна истории Руфи Хилтон в романе Гаскелл. После ста-
новления на путь сестры милосердия Васильева становится
идеалом заботливой, выносливой женщины, пренебрегающей
собой и терпящей все сложности военной жизни ради ране-
ных. В изображении этой темы обнаруживаются схожие моти-
вы, например, разоблачение прошлого героини. У Гаскелл
мальчик ударяет Руфь по лицу и обвиняет ее в том, что она по-