Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  55 / 88 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 55 / 88 Next Page
Page Background

***

Как считает И. Герасимова,

«поэтизация образа сестры

милосердия авторами-мужчинами позволяет констатиро-

вать его включенность в контекст русской мифопоэтической

и литературной традиции»

[3, с. 18]. В русской литературе

этот образ появляется во время Крымской войны 1853–56 гг. В

начале освоения темы образ объективируется, показывается

со стороны, как картинка, личность ее не интересна, важна

функция, которую она исполняет. В мужском мире героев наи-

более примечательна ее женственность: «хорошенькая сестра»

становится навязчивой мыслью героя рассказа Л. Н. Толстого

«Севастополь в августе 1855 года». Женственность предстает

не только как эстетическая категория, но имеет и функцио-

нальные проявления: спокойное, рациональное отношение, за-

боту и неустанный уход за ранеными. Возникает ставшее впо-

следствии типичным изображение героини глазами раненого

бойца:

«восприятие сестры милосердия лирическим героем яв-

ляется важной гранью его собственного психологического

«портрета»»

[4, с. 211].

Во многих произведениях о русско-турецкой войне 1877–

1878 гг. сестра милосердия становится главной героиней (Вас.

И. Немирович-Данченко «Сестра Васильева», В. В. Верещагин

«Литератор», В. А. Тихонов «Сестра милосердия» и др.). Теперь

это уже не мимолетная зарисовка, образ прорабатывается,

изображается внутренний мир героини, ее чувства и мысли, ее

рефлексия по поводу работы в госпитале. В это же время по-

является, по наблюдению Е. Н. Правдиковской,

«новое воспри-

ятие роли женщины как «слуги общества», «общественного

деятеля»»

(в пьесе М. Кирьяковой «Сестра милосердия», 1877)

[10, с. 141].

Вас. Немирович-Данченко создает канонический образ

практически святой сестры Васильевой: падшая женщина ми-

лосердием искупает свой грех и преображается. Ее история

созвучна истории Руфи Хилтон в романе Гаскелл. После ста-

новления на путь сестры милосердия Васильева становится

идеалом заботливой, выносливой женщины, пренебрегающей

собой и терпящей все сложности военной жизни ради ране-

ных. В изображении этой темы обнаруживаются схожие моти-

вы, например, разоблачение прошлого героини. У Гаскелл

мальчик ударяет Руфь по лицу и обвиняет ее в том, что она по-