Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  52 / 88 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 52 / 88 Next Page
Page Background

мужчиной: она постоянно присутствует рядом с больным, дот-

рагивается до него, видит его обнаженным. Но в этой тради-

ции сестра представляет собой вариант «бесполого существа, в

котором было нечто от женщины и нечто от товарища» (Э. Зо-

ля «Лурд»), в чем прочитывается соотнесение с ангельским об-

разом. Подчеркивается отсутствие сексуальности в отношени-

ях ее с больными

: «Молодые люди провели вместе чудесный ме-

сяц, а после между ними установились чистые, товарище-

ские, братские отношения, скрепленные страданием. Назы-

вая ее «сестра», Ферран как бы на самом деле обращался к род-

ной сестре. Она была для него и матерью, — помогала ему

вставать и укладывала спать, как свое родное дитя; и нико-

гда ничто не возникало между ними, кроме великой жалости,

глубокого умиления, которым проникаются люди, творящие

милосердие»

(Э. Золя «Лурд»). Сестра (как монахиня) не рас-

сматривается в матримониальном отношении. Вопрос о воз-

можности ее замужества возникает только в комедийном про-

странстве, да и там отвергается (Н.-П. Дюпор и Р. Шаплен

«Две сестры милосердия»).

Укорененное в культуре дихотомическое представление о

женщине как воплощении ангела или демона нашло свое отра-

жение в сопоставлении сестры милосердия с падшей женщи-

ной. Во французской литературе возникает комедийно-

фарсовая традиция изображения сестры милосердия: происхо-

дит сопоставление ее с публичной женщиной (танцовщицей

либо певицей). Здесь возникают две возможности: сравнения

и отождествления. Сравнивается их польза для окружающих

людей (П.-Ж. Беранже, песня «Две сестры милосердия»; Н.-П.

Дюпор и Р. Шаплен, комедия «Две сестры милосердия»). В ито-

ге оказывается, что важны не сами дела этих женщин, а на-

полненность этих дел любовью к ближнему. А уравниваются в

правах сестра милосердия и падшая женщина не на земле, а

на небе:

«Небо однажды сможет проявить доброту и объеди-

нить нас милосердием! Спасемся милосердием!»

(Н.-П. Дюпор

и Р. Шаплен «Две сестры милосердия»).

Контрастное сопоставление сестры и падшей женщины

при вознесении на небо и их диалог с ангелом находим у Бе-

ранже:

Войдите, добрые, войдите! –

Сказал им часовой небес. –

Любовью обе вы горите;

А большего не нужно здесь.