мужчиной: она постоянно присутствует рядом с больным, дот-
рагивается до него, видит его обнаженным. Но в этой тради-
ции сестра представляет собой вариант «бесполого существа, в
котором было нечто от женщины и нечто от товарища» (Э. Зо-
ля «Лурд»), в чем прочитывается соотнесение с ангельским об-
разом. Подчеркивается отсутствие сексуальности в отношени-
ях ее с больными
: «Молодые люди провели вместе чудесный ме-
сяц, а после между ними установились чистые, товарище-
ские, братские отношения, скрепленные страданием. Назы-
вая ее «сестра», Ферран как бы на самом деле обращался к род-
ной сестре. Она была для него и матерью, — помогала ему
вставать и укладывала спать, как свое родное дитя; и нико-
гда ничто не возникало между ними, кроме великой жалости,
глубокого умиления, которым проникаются люди, творящие
милосердие»
(Э. Золя «Лурд»). Сестра (как монахиня) не рас-
сматривается в матримониальном отношении. Вопрос о воз-
можности ее замужества возникает только в комедийном про-
странстве, да и там отвергается (Н.-П. Дюпор и Р. Шаплен
«Две сестры милосердия»).
Укорененное в культуре дихотомическое представление о
женщине как воплощении ангела или демона нашло свое отра-
жение в сопоставлении сестры милосердия с падшей женщи-
ной. Во французской литературе возникает комедийно-
фарсовая традиция изображения сестры милосердия: происхо-
дит сопоставление ее с публичной женщиной (танцовщицей
либо певицей). Здесь возникают две возможности: сравнения
и отождествления. Сравнивается их польза для окружающих
людей (П.-Ж. Беранже, песня «Две сестры милосердия»; Н.-П.
Дюпор и Р. Шаплен, комедия «Две сестры милосердия»). В ито-
ге оказывается, что важны не сами дела этих женщин, а на-
полненность этих дел любовью к ближнему. А уравниваются в
правах сестра милосердия и падшая женщина не на земле, а
на небе:
«Небо однажды сможет проявить доброту и объеди-
нить нас милосердием! Спасемся милосердием!»
(Н.-П. Дюпор
и Р. Шаплен «Две сестры милосердия»).
Контрастное сопоставление сестры и падшей женщины
при вознесении на небо и их диалог с ангелом находим у Бе-
ранже:
Войдите, добрые, войдите! –
Сказал им часовой небес. –
Любовью обе вы горите;
А большего не нужно здесь.