Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  50 / 88 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 50 / 88 Next Page
Page Background

Существовала тождественность образов: канонизирован-

ная святая изображается в роли сестры милосердия. Так, на

одной из картин католическая святая Елизавета Венгерская,

ставшая символом женского милосердия, кормит с ложки

больного, лежащего в постели. В агиографической традиции с

появлением ряда текстов, описывающих жизнь святой Елиза-

веты, происходит последовательное накопление легенд о ней,

существенная часть которых была связана с делами милосер-

дия. Образ Елизаветы становится частью западноевропей-

ской культуры, попадая в изобразительное и музыкальное ис-

кусство; так, например, когда Тангейзер в одноименной опере

Р. Вагнера произносил имя святой Елизаветы, наваждение

чертогов Венеры исчезало, и он получал прощение небес. Та-

ким образом, самая ранняя традиция изображения сестер ми-

лосердия – христианская – это религиозные тексты и иконо-

пись.

***

Религиозный контекст изображения сестры милосердия

становится основным для католических стран. Во Франции

XIX века сестра была носителем прежней религиозности, кото-

рой уже не было в обществе. Исполнение сестрами религиоз-

ных обрядов – повторяющийся топос французских произведе-

ний. Так, в романе Э. Золя «Лурд» (1894) сестра Гиацинта, со-

провождающая поезд паломников, инициирует чтение молитв,

руководит им и сама поет. Она рассказывает паломникам о

чудесных случаях исцелений. Сестра выступает гарантом не-

обходимой ситуации и блюстителем спокойствия и порядка.

Во Франции писались нравоучительные повести с сестрой

милосердия в качестве главной героини. Как пример приведу

повесть С.-Ф. Жанлис Дюкре «Сестра милосердия» (Stéphanie-

Félicité Genlis Du Crest «La sœur de charité», 1821). Потеряв в

младенчестве мать, Аделаида воспитывалась религиозной ба-

бушкой, потом получила образование в монастыре. После

смерти отца она становится сестрой милосердия в приюте для

детей. С этого момента в повести появляются черты авантюр-

ного романа:

«стремительность развития действия, перемен-

чивость и острота сюжетных ситуаций, преувеличенность

переживаний, мотивы похищения и преследования»

[9]. Один

влиятельный якобинец хочет выдать Аделаиду замуж за своего