Существовала тождественность образов: канонизирован-
ная святая изображается в роли сестры милосердия. Так, на
одной из картин католическая святая Елизавета Венгерская,
ставшая символом женского милосердия, кормит с ложки
больного, лежащего в постели. В агиографической традиции с
появлением ряда текстов, описывающих жизнь святой Елиза-
веты, происходит последовательное накопление легенд о ней,
существенная часть которых была связана с делами милосер-
дия. Образ Елизаветы становится частью западноевропей-
ской культуры, попадая в изобразительное и музыкальное ис-
кусство; так, например, когда Тангейзер в одноименной опере
Р. Вагнера произносил имя святой Елизаветы, наваждение
чертогов Венеры исчезало, и он получал прощение небес. Та-
ким образом, самая ранняя традиция изображения сестер ми-
лосердия – христианская – это религиозные тексты и иконо-
пись.
***
Религиозный контекст изображения сестры милосердия
становится основным для католических стран. Во Франции
XIX века сестра была носителем прежней религиозности, кото-
рой уже не было в обществе. Исполнение сестрами религиоз-
ных обрядов – повторяющийся топос французских произведе-
ний. Так, в романе Э. Золя «Лурд» (1894) сестра Гиацинта, со-
провождающая поезд паломников, инициирует чтение молитв,
руководит им и сама поет. Она рассказывает паломникам о
чудесных случаях исцелений. Сестра выступает гарантом не-
обходимой ситуации и блюстителем спокойствия и порядка.
Во Франции писались нравоучительные повести с сестрой
милосердия в качестве главной героини. Как пример приведу
повесть С.-Ф. Жанлис Дюкре «Сестра милосердия» (Stéphanie-
Félicité Genlis Du Crest «La sœur de charité», 1821). Потеряв в
младенчестве мать, Аделаида воспитывалась религиозной ба-
бушкой, потом получила образование в монастыре. После
смерти отца она становится сестрой милосердия в приюте для
детей. С этого момента в повести появляются черты авантюр-
ного романа:
«стремительность развития действия, перемен-
чивость и острота сюжетных ситуаций, преувеличенность
переживаний, мотивы похищения и преследования»
[9]. Один
влиятельный якобинец хочет выдать Аделаиду замуж за своего