112]. Самой известной в литературе сиделкой была героиня Ч.
Диккенса Сара Гэмп, ставшая легендой в английской культуре
[21, с. 223]. Этот карикатурный образ повитухи, пьяницы, не
чурающейся крепкого словца, обеда за чужой счет и даже во-
ровства, вполне соответствовал типу сестер того времени.
Флоренс Найтингейл реорганизовала сестринское дело в
Англии, положив начало современному пониманию ухода за
больными. После Крымской войны 1853–56 гг. ее образ стал
популярным в британской литературе и живописи, превратив-
шись в идеализированный образ Леди с лампой. Сакрализация
этой героини проявилась и в уподоблении ее святой Филомене
(в одноименной поэме Г. Лонгфелло). Вряд ли это было осозна-
но автором, но он сопоставляет Найтингейл с чуть ли не мифи-
ческим персонажем, святой, канонизированной в начале XIX
века, вся информация о которой известна из откровения од-
ной монахини. Это соотносится с тем, что и сама Найтингейл
превращается в олицетворение сестринского дела, символ, ут-
ративший сложность характера реального человека.
Викторианская культура открывает большие возможности,
скрытые в образе сестры милосердия. В этот период женщина
рассматривалась как поборник социальной морали, лучшим
выразителем ее становится сестра милосердия. Сестринство
как институт оказывается выходом из сугубо христианского
нарратива в социальный [22, с. 16]. Связь образа сестры мило-
сердия с образом падшей женщины менее очевидна и более
завуалирована, чем во французской традиции. Нина Ауэрбах
выделяет четыре центральных женских типа Викторианской
литературы: ангел, демон, старая дева и падшая женщина [17,
с. 63]. Образ сестры милосердия является воплощением образа
ангела. Правда, границы между образами зыбкие и позволяют
им сливаться друг с другом. Элизабет Гаскелл в романе
«Руфь» (1853) впервые изображает падшую женщину, ставшую
сестрой милосердия. Таким образом, сестринство выступает
как личностное решение социальной болезни. Наличие столь
разных ипостасей в одном теле показывает значимость этого
объединения для викторианской культуры [22, с. 15]. Именно с
этого образа началась традиция сексуализированного изобра-
жения сестры милосердия в британской культуре, получившая
развитие в XX веке.