Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  54 / 88 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 54 / 88 Next Page
Page Background

112]. Самой известной в литературе сиделкой была героиня Ч.

Диккенса Сара Гэмп, ставшая легендой в английской культуре

[21, с. 223]. Этот карикатурный образ повитухи, пьяницы, не

чурающейся крепкого словца, обеда за чужой счет и даже во-

ровства, вполне соответствовал типу сестер того времени.

Флоренс Найтингейл реорганизовала сестринское дело в

Англии, положив начало современному пониманию ухода за

больными. После Крымской войны 1853–56 гг. ее образ стал

популярным в британской литературе и живописи, превратив-

шись в идеализированный образ Леди с лампой. Сакрализация

этой героини проявилась и в уподоблении ее святой Филомене

(в одноименной поэме Г. Лонгфелло). Вряд ли это было осозна-

но автором, но он сопоставляет Найтингейл с чуть ли не мифи-

ческим персонажем, святой, канонизированной в начале XIX

века, вся информация о которой известна из откровения од-

ной монахини. Это соотносится с тем, что и сама Найтингейл

превращается в олицетворение сестринского дела, символ, ут-

ративший сложность характера реального человека.

Викторианская культура открывает большие возможности,

скрытые в образе сестры милосердия. В этот период женщина

рассматривалась как поборник социальной морали, лучшим

выразителем ее становится сестра милосердия. Сестринство

как институт оказывается выходом из сугубо христианского

нарратива в социальный [22, с. 16]. Связь образа сестры мило-

сердия с образом падшей женщины менее очевидна и более

завуалирована, чем во французской традиции. Нина Ауэрбах

выделяет четыре центральных женских типа Викторианской

литературы: ангел, демон, старая дева и падшая женщина [17,

с. 63]. Образ сестры милосердия является воплощением образа

ангела. Правда, границы между образами зыбкие и позволяют

им сливаться друг с другом. Элизабет Гаскелл в романе

«Руфь» (1853) впервые изображает падшую женщину, ставшую

сестрой милосердия. Таким образом, сестринство выступает

как личностное решение социальной болезни. Наличие столь

разных ипостасей в одном теле показывает значимость этого

объединения для викторианской культуры [22, с. 15]. Именно с

этого образа началась традиция сексуализированного изобра-

жения сестры милосердия в британской культуре, получившая

развитие в XX веке.