нам удалось подобрать сестер старых и некрасивых, которые
сносно делают свое дело. Но зато какие мордовороты: авто-
мобили от них в сторону шарахаются. <…> Каждый врач
предпочитает, чтобы в его госпитале были уродливые сест-
ры»
(Л. Н. Войтоловский «Всходил кровавый Марс: по следам
войны»).
Сестра милосердия воспринимается в произведении преж-
де всего через особенности ее пола и культурного представле-
ния о ней, поэтому профессионализация ее роли, вхождение
женщины в трудовую сферу оказываются проблематичными.
Хотя сестры милосердия приравнивались к офицерам, солда-
ты не были готовы воспринимать женщину в качестве руково-
дительницы. Вот, например, как в рассказе Ф. Крюкова отреа-
гировал раненый казак на слова сестры:
«Не люблю я, когда
женщины командуют, –
сказал он, –
столько я воевал, ездил,
бился – и буду я подчиняться женщине?..»
[7, с. 74]. Но именно
высокая нравственность сестер и приверженность их к труду,
восприятие сестры милосердия через ее деятельность форми-
ровало среди солдат отношение к женщине как к человеку.
«У
нас молоденькая воевала, веселая, здоровая. Так не только
приступить руками — словам воли не давала. Сегодня — нет,
и завтра — нет. Отвыкли руки мои лапать, тут и пригляды-
ваться научился,— хоть и баба, а совсем как человек»
(Софья
Федорченко «Народ на войне»).
Идеализация сестры милосердия, ее святость, впечатление
о ней как о высшем существе были сквозным мотивом многих
произведений вплоть до гражданской войны:
«Девушка среди
них <солдат – О.С.> была точно ангел, сошедший с неба и на-
девший на себя их грубую, серую одежду, ставший в их ряды,
чтобы внести неземную красоту в их трудную жизнь обречен-
ных людей»
[1, с. 1094]. Но такой подход встречал сопротивле-
ние феминистски настроенных авторов. Зоя Бухарова в стихо-
творении «Сестрам» «утверждает, что сестры милосердия
«не
ангелы Бога»,
а обычные земные женщины, но тем еще значи-
мее их нравственный выбор, их подвижничество
в «тяжелую
для Родины пору»
[4, с. 198]. Автор говорит о необходимости
очистить образ от поэтических допущений и начать прослав-
лять подвиг обычных женщин. Сходную мысль находим и в
критике:
«Творит легенды не только простой народ, но и ин-
теллигенция. Любопытно, что героиней этих легенд является
особенно часто сестра милосердия»
[2, с. 383]. Явственно зву-