Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  61 / 88 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 61 / 88 Next Page
Page Background

нам удалось подобрать сестер старых и некрасивых, которые

сносно делают свое дело. Но зато какие мордовороты: авто-

мобили от них в сторону шарахаются. <…> Каждый врач

предпочитает, чтобы в его госпитале были уродливые сест-

ры»

(Л. Н. Войтоловский «Всходил кровавый Марс: по следам

войны»).

Сестра милосердия воспринимается в произведении преж-

де всего через особенности ее пола и культурного представле-

ния о ней, поэтому профессионализация ее роли, вхождение

женщины в трудовую сферу оказываются проблематичными.

Хотя сестры милосердия приравнивались к офицерам, солда-

ты не были готовы воспринимать женщину в качестве руково-

дительницы. Вот, например, как в рассказе Ф. Крюкова отреа-

гировал раненый казак на слова сестры:

«Не люблю я, когда

женщины командуют, –

сказал он, –

столько я воевал, ездил,

бился – и буду я подчиняться женщине?..»

[7, с. 74]. Но именно

высокая нравственность сестер и приверженность их к труду,

восприятие сестры милосердия через ее деятельность форми-

ровало среди солдат отношение к женщине как к человеку.

«У

нас молоденькая воевала, веселая, здоровая. Так не только

приступить руками — словам воли не давала. Сегодня — нет,

и завтра — нет. Отвыкли руки мои лапать, тут и пригляды-

ваться научился,— хоть и баба, а совсем как человек»

(Софья

Федорченко «Народ на войне»).

Идеализация сестры милосердия, ее святость, впечатление

о ней как о высшем существе были сквозным мотивом многих

произведений вплоть до гражданской войны:

«Девушка среди

них <солдат – О.С.> была точно ангел, сошедший с неба и на-

девший на себя их грубую, серую одежду, ставший в их ряды,

чтобы внести неземную красоту в их трудную жизнь обречен-

ных людей»

[1, с. 1094]. Но такой подход встречал сопротивле-

ние феминистски настроенных авторов. Зоя Бухарова в стихо-

творении «Сестрам» «утверждает, что сестры милосердия

«не

ангелы Бога»,

а обычные земные женщины, но тем еще значи-

мее их нравственный выбор, их подвижничество

в «тяжелую

для Родины пору»

[4, с. 198]. Автор говорит о необходимости

очистить образ от поэтических допущений и начать прослав-

лять подвиг обычных женщин. Сходную мысль находим и в

критике:

«Творит легенды не только простой народ, но и ин-

теллигенция. Любопытно, что героиней этих легенд является

особенно часто сестра милосердия»

[2, с. 383]. Явственно зву-