венным прибежищем для нуждающихся в помощи людей убо-
гих, престарелых, нищих, и фактически полностью взяла на
себя благотворительные функции. Этому способствовало и то
обстоятельство, что татарские ханы, особенно в первый пери-
од господства над Древней Русью, уважительно относились к
духовенству, давали митрополитам охранительные грамоты
(ярлыки), освобождали церкви и монастыри от поборов, давая
тем самым Церкви большую возможность для занятия делами
милосердия и благотворительности, помощи нуждающимся.
Именно в период татаро-монгольского ига Церковь учреди-
ла первые в государстве больницы, в которых лечили бедных
бесплатно.
В то же время, кроме расширения форм благотворитель-
ной деятельности Церкви, продолжалась и линия Владимира
Мономаха - личное участие князей-правителей в оказании по-
мощи нуждающимся. Так, святой князь Александр Невский
тратил значительные суммы на выкуп русских из татарского
плена. Князь Тверской Михаил Ярославич, замученный впо-
следствии в Орде, наставляя сына своего, говорил
: "странных
и нищих не презирай, угодно бо есть сие Богу".
Иоанн Данило-
вич так и был прозван Калитой за мешок, который он носил с
собою, раздавая из него милостыню (
калита
- старинное рус-
ское название денежной сумки, мешка, кошеля). Святой князь
Димитрий Донской был настолько сострадателен к бедным и
сирым, что кормил их из своих рук.
3. Московский период
Избавление от татаро-монгольского ига во второй половине
XV столетия, восстановление государственности, связанное с
возвышением Москвы и Московского княжества, когда нача-
лось объединение вокруг Москвы русских земель в единое цен-
трализованное государство, привело к тому, что представители
Православной Церкви связывают свою судьбу с московскими
князьями и всеми силами способствуют их возвышению. С
этого времени начинается новый этап в развитии благотвори-
тельной деятельности Русской Православной Церкви.
Еще преподобный Сергий Радонежский неразрывно связал
служение русского православного монашества с благотвори-
тельной деятельностью. В делах милосердия выражалось при-
звание иноков служить миру, что являлось идеалом монаше-
ского делания.