Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  7 / 122 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 7 / 122 Next Page
Page Background

венным прибежищем для нуждающихся в помощи людей убо-

гих, престарелых, нищих, и фактически полностью взяла на

себя благотворительные функции. Этому способствовало и то

обстоятельство, что татарские ханы, особенно в первый пери-

од господства над Древней Русью, уважительно относились к

духовенству, давали митрополитам охранительные грамоты

(ярлыки), освобождали церкви и монастыри от поборов, давая

тем самым Церкви большую возможность для занятия делами

милосердия и благотворительности, помощи нуждающимся.

Именно в период татаро-монгольского ига Церковь учреди-

ла первые в государстве больницы, в которых лечили бедных

бесплатно.

В то же время, кроме расширения форм благотворитель-

ной деятельности Церкви, продолжалась и линия Владимира

Мономаха - личное участие князей-правителей в оказании по-

мощи нуждающимся. Так, святой князь Александр Невский

тратил значительные суммы на выкуп русских из татарского

плена. Князь Тверской Михаил Ярославич, замученный впо-

следствии в Орде, наставляя сына своего, говорил

: "странных

и нищих не презирай, угодно бо есть сие Богу".

Иоанн Данило-

вич так и был прозван Калитой за мешок, который он носил с

собою, раздавая из него милостыню (

калита

- старинное рус-

ское название денежной сумки, мешка, кошеля). Святой князь

Димитрий Донской был настолько сострадателен к бедным и

сирым, что кормил их из своих рук.

3. Московский период

Избавление от татаро-монгольского ига во второй половине

XV столетия, восстановление государственности, связанное с

возвышением Москвы и Московского княжества, когда нача-

лось объединение вокруг Москвы русских земель в единое цен-

трализованное государство, привело к тому, что представители

Православной Церкви связывают свою судьбу с московскими

князьями и всеми силами способствуют их возвышению. С

этого времени начинается новый этап в развитии благотвори-

тельной деятельности Русской Православной Церкви.

Еще преподобный Сергий Радонежский неразрывно связал

служение русского православного монашества с благотвори-

тельной деятельностью. В делах милосердия выражалось при-

звание иноков служить миру, что являлось идеалом монаше-

ского делания.