Так, в Николаевско-Пешношском монастыре оказывалось
бесплатное лечение в больнице, имелся гостиный двор. С кон-
ца XVI века прославился своей благотворительностью Конев-
ский Рождественский мужской монастырь, имевший бесплат-
ную гостиницу для путешественников и странноприимный
дом для богомольцев.
Большую известность, благодаря своей благотворительной
деятельности, получил Иосифо-Волоколамский монастырь,
имевший странноприимный дом, гостиницу, больницу, бога-
дельню и церковноприходскую школу на 18 мальчиков.
Особым примером христианского милосердия служит
жизнь святителя Макария в его бытность архиепископом Ве-
ликого Новгорода и Пскова: в 1595 году он отдал все деньги на
выкуп пленных у крымских татар.
Роль и значение Церкви в благотворительной деятельности
особенно возрастает после Стоглавого Собора 1551 года, когда
государство стало стремиться регулировать благотворитель-
ность церквей и монастырей. Им предписывалось отделить
действительно нуждающихся, прокаженных и состарившихся,
переписать их по всем городам и устроить для них мужские и
женские богадельни под руководством священников и цело-
вальников, а также содержать эти учреждения за счет по-
жертвований.
Данная тенденция в развитии благотворительности обу-
словлена, по всей видимости тем, что к середине XVI века
многие государственные деятели, убедившись, что раздача ми-
лостыни без разбору не уменьшает, а увеличивает нищенство,
начинали относиться к этой форме благотворительности отри-
цательно.
В общественном сознании уже со времен Стоглавого Собо-
ра зрела идея перехода от благотворительности к системе об-
щественного и государственного призрения. При этом начали
яснее обозначаться и контуры системы призрения, которая
должна была включать не только помощь бедным милостыней
и особенно содержание их в богоугодных заведениях, но и
предоставление трудоспособным нуждающимся заработка.
Мысль о развитии государственной помощи была впервые
высказана царем Иваном Грозным на Стоглавом Соборе. Он
утверждал, что в каждом городе должны быть построены бога-
дельни, больницы и созданы приюты для всех нищих и убогих.
Кроме того, особое внимание уделялось бесплатному обуче-