Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  8 / 122 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 8 / 122 Next Page
Page Background

Так, в Николаевско-Пешношском монастыре оказывалось

бесплатное лечение в больнице, имелся гостиный двор. С кон-

ца XVI века прославился своей благотворительностью Конев-

ский Рождественский мужской монастырь, имевший бесплат-

ную гостиницу для путешественников и странноприимный

дом для богомольцев.

Большую известность, благодаря своей благотворительной

деятельности, получил Иосифо-Волоколамский монастырь,

имевший странноприимный дом, гостиницу, больницу, бога-

дельню и церковноприходскую школу на 18 мальчиков.

Особым примером христианского милосердия служит

жизнь святителя Макария в его бытность архиепископом Ве-

ликого Новгорода и Пскова: в 1595 году он отдал все деньги на

выкуп пленных у крымских татар.

Роль и значение Церкви в благотворительной деятельности

особенно возрастает после Стоглавого Собора 1551 года, когда

государство стало стремиться регулировать благотворитель-

ность церквей и монастырей. Им предписывалось отделить

действительно нуждающихся, прокаженных и состарившихся,

переписать их по всем городам и устроить для них мужские и

женские богадельни под руководством священников и цело-

вальников, а также содержать эти учреждения за счет по-

жертвований.

Данная тенденция в развитии благотворительности обу-

словлена, по всей видимости тем, что к середине XVI века

многие государственные деятели, убедившись, что раздача ми-

лостыни без разбору не уменьшает, а увеличивает нищенство,

начинали относиться к этой форме благотворительности отри-

цательно.

В общественном сознании уже со времен Стоглавого Собо-

ра зрела идея перехода от благотворительности к системе об-

щественного и государственного призрения. При этом начали

яснее обозначаться и контуры системы призрения, которая

должна была включать не только помощь бедным милостыней

и особенно содержание их в богоугодных заведениях, но и

предоставление трудоспособным нуждающимся заработка.

Мысль о развитии государственной помощи была впервые

высказана царем Иваном Грозным на Стоглавом Соборе. Он

утверждал, что в каждом городе должны быть построены бога-

дельни, больницы и созданы приюты для всех нищих и убогих.

Кроме того, особое внимание уделялось бесплатному обуче-