ра Василия I, основателя Ма-
кедонской династии. Миниа-
тюра предваряет 14-е слово
святителя, «О любви к бед-
ным», в котором говорится о
милосердии и благотворитель-
ности. Богач изображен в
роскошных одеждах, он едет
на коне, не замечая лежащего
на пути обнаженного и по-
крытого струпьями Лазаря,
которого облизывает пес.
Внизу богач изображен в ог-
не, он показывает рукой на
свой язык; Лазарь сидит на
лоне Авраамове, и ангелы слу-
жат ему [12]. Миниатюры ли-
цевых Евангелий более или
менее подробно передают со-
держание притчи.
Живописное изображение притчи встречается и в храмо-
вой росписи. Одно из древнейших изображений на Руси - фре-
ска начала XII в. Николо-Дворищенского собора в Новгороде.
На ней изображен сидящий в пламени богач, который обраща-
ется к праотцу Аврааму с просьбой послать Лазаря, чтобы тот
увлажнил бы ему язык и облегчил страдания [11].
Благовестие Христово называет дела милосердия необходи-
мым условием спасения. Слова Господа Иисуса Христа, выне-
сенные в заголовок статьи:
иди, и ты поступай так же
(Лк.
10:37), не просто призывают всячески заботиться о нуждаю-
щихся в помощи - они стали своего рода «программой социаль-
ного служения» древней Церкви. Ее члены продавали свое
имущество и передавали деньги апостолам для раздачи бед-
ным, осуществляя таким образом социальное обеспечение бед-
ных (Деян. 2:44 и след.; 4:34 и след.). Это стало необходимым
еще и из-за отторжения некоторых членов молодой христиан-
ской Церкви иудейскими общинами: они теряли работу, под-
держку своих семей и были исключены из сферы иудейской
благотворительности.
Когда обойденными оказались вдовы грекоязычных хри-
стиан (Деян. 6:1), Церковь избрала семерых своих членов, что-