бы они осуществляли благотворительное служение внутри са-
мой общины, по-прежнему проповедуя и Евангелие. Данное
служение было поручено людям, исполненным Святого Духа и
мудрости, хорошо зарекомендовавшим себя
(«изведанных»
), - в
первоначальной Церкви к социальному служению отношение
было самое серьезное! В посланиях апостола Павла можно най-
ти прямые призывы к делам милосердия (2 Кор. 8:1-5 и др.).
Добровольные пожертвования в помощь нуждающимся
были в древней Церкви естественным проявлением братской
любви и связи с Господом. Однако апостол Павел называет
«бесчинным»
просить милостыню вместо того, чтобы зарабаты-
вать себе на жизнь трудом (1 Фес.4:11; 2 Фес. 3:10-14).
Дальнейшая история Церкви дает неисчислимое множест-
во примеров милосердного служения ближним. Образы этого
служения различны, и в житиях святым мы находим абсолют-
но все направления социального служения, при одной сущест-
венной оговорке: большая часть милосердного служения свя-
тых осуществлялась тайно и, естественно, далеко не все из это-
го служения стало достоянием гласности даже после кончины
праведников.
Классический при-
мер - помощь святите-
ля Николая Мирли-
кийского. В житий-
ных иконах Угодника
Божия можно видеть
клейма, изображаю-
щие его благотвори-
тельность.
В Древней Руси
милосердным служе-
нием ближнему извес-
тен преподобный Фео-
досий Печерский, ко-
торый благословил от-
делять на содержание
бедных десятую часть
доходов монастыря,
устроил
отдельный
двор, где жили нищие,
калеки и больные. В