Истории Коренной ярмарки посвящено и исследование И. И. Бесядовского, члена курского губстаткомитета, в котором дается подробнейшее описание ярмарки в 1863 году. Читатель имеет возможность ознакомиться и с планом ярмарки, ее постройками, системой управления и сбора ярмарочного дохода. Дана также характеристика тех товаров, которые были представлены на ярмарке. В Курском Красном ряду (наряду с Московским, Суздальским и др.) торговали почти исключительно местные, т. е. курские торговцы. «Тут-то и в светлые, нетрудные дни Коренной ярмарки, не взирая ни на политический горизонт, и на финансовые кризисы, торговля кипит неугомонно», - писал И. И. Бесядовский. Здесь и торговцы меховыми изделиями, и тканями, и головными уборами, и бакалеей, и овощами, и железными, и медными изделиями, и кожей, и коврами и многими другими вещами. На ярмарке был специальный иконный ряд, где продавались иконы без оклада, писанные на дереве и жести и на всевозможные мотивы. Детальное описание ярмарочных товаров позволяет читателю реально почувствовать и ощутить дух ярмарки, то время когда там шла бойкая торговля самыми разнообразными товарами. Весь рассказ о ярмарке сопровождается использованием конкретных статистических сведений - о цене товаров, количестве потребляемых продуктов в дни ярмарки, о трактирных заведениях, харчевнях, гостиницах и т.п. Все это позволяет воссоздать колорит той эпохи и лучше представить знаменитую ярмарку.
В книге содержится также описание быта жителей Коренной слободы, примыкавшей к черте ярмарки и насчитывавшей 76 домов и 427 душ обоего пола. В самой же черте ярмарки находилось 60 жилых домов и 146 душ обоего пола. Интересные сведения имеются и о составе населения Коренной слободы (до приноса иконы и после приноса). Значительно возрастает число дворян, духовенства, мещан, государственных крестьян. В книге имеются и таблицы с планами гостиного двора и помещений в Коренной ярмарке, и сведения о доходах ярмарки и др.
И. И. Бесядовский в статье в книге «Труды Курского губернского статистического комитета» (1866 г., вып. II) писал: «В панском ряду вы не увидите ни дегтем выпачканного чумака, ни прасола со шкурками, ни крестьянина с поясами. Вход черному народу не доступен в этот панский ряд...»
«Обширная панская линия не уступит красотой ни С.-Петербургскому пассажу, ни Московской Голицынской галерее... а в конце ряда, на галерее, гремит ярмарочный оркестр, получающий 25 копеек в сутки с каждого лавочного номера».
И. И. Бесядовский в своем исследовании «Коренная ярмарка 1863 года» писал: «До открытия ярмарки транспорт и обозы постепенно наводняют гостиный двор и ярмарочную площадь; русские извозчики отпрягают своих дюжих лошадей, а чумаки своих бурых волов, возы строятся рядами и подымается вверх целый лес оглобель; около возов разнообразнейшими группами располагаются типические фигуры русских и малороссийских возчиков. Едет дворянство из глухих захолустий: старомодные коляски, уродливые тарантасы, невообразимые экипажи древнейшего фасона, наполненные коробками и мешочками, составляют юмористическую иллюстрацию, первых движений ярмарки. Барышники ведут разномастных лошадей и размещают их по постоялым дворам, устроенным на конной площади навесам и коновязям; маклеры и кулаки бегают, суетятся и ищут себе пищу в этом торговом муравейнике; далее идут фургоны огромных размеров - подвижные балаганы, из которых выглядывают растрепанные и взъерошенные головы каких-то беспредельно веселых женских лиц -цыганских, еврейских и других неопределенных народностей и слышится пение, неистовый смех и звуки расстроенной гитары или брюзжачей гармоники; идут странники-пешеходы с узелками на плечах, порою проскачет и лихая тройка, запряженная в чистенький опрятный экипаж, с погремушками, лентами, бубенчиками, медными бляхами и наборного сбруею с лихим молодцом на козлах».