11
Национальные культуры в условиях глобальных
кризисов: анализ мировых тенденций и российской практики.
Г. Аванесова
Национальная
культура
зарождалась
в Новое
время
(XVI-XVII
вв
.)
на
пространстве
западноевропейской
цивилизации
.
После
Французской
революции
в
ведущих
странах
этого
региона
формируются
во
многом
«
завышенные
»
идеи
,
основанные
на
философии
Просвещения
,
о
нации
,
как
свободном
объединении
людей
,
которое
приобретает
политический
характер
,
скрепляется
договором
(
конституцией
)
и
наделяет
всех
участников
правом
гражданства
независимо
от
происхождения
.
Реальные
процессы
национального
развития
далеко
не
всегда
отвечали
перечисленным
параметрам
,
но
в
итоге
в
странах
Запада
появляется
национальная
культура
как
способ жизнедеятельности
в
рамках
капиталистической
формации
,
качественно
отличавшийся
от
прежних
культурно
-
исторических форм
.
В
современной
науке
нет
общепризнанного
теоретического
представления
о
нации
,
ибо
практика
нациестроительства
в
мире
ныне
столь
разнообразна
,
что
этот
термин
зачастую
применяется
в
разноплановых
по
семантике
контекстах
.
Предложим
широкое
понимание
феномена
нации
в
условиях
глобального
мира
:
нацией
является
граждански
и
культурно
консолидированное
государственное
сообщество
,
освоившее
формы
современной
жизни
,
конструктивно
увязывающее
свое
прошлое
,
настоящее
и
будущее
в
единое
целое
,
выступающее
суверенным
субъектом
межгосударственных
отношений
и
глобальных
связей
.
Как
раз
по
ряду
этих
параметров
не
выдерживают
проверку
на
жизнеспособность
многие
из
новых
государств
,
появившиеся
после
распада
системы
социализма и
расчленения СССР
.
В
первой
половине
XX
в
.
в
рамках
немецкой
социологии
культуры
Ф
.
Теннис
проанализировал
те
способы
формирования
наций
и
национальных
культур
на
Западе
,
которые
отличались
от
способов
развития
этнических
культур
.
В
государствах
-
нациях