Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  16 / 59 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 16 / 59 Next Page
Page Background

14

Турция

,

а

затем

и

другие

страны

)

делают

попытки

внедрить

наиболее

актуальные

достижения

Запада модернизируя

отдельные

сферы

своих

культур

.

Местные

политики

поддерживают

новые

производства

,

процессы

урбанизации

,

марсовое

начальное

образование

,

но

не

посягают

поначалу

на

значение

традиций

,

семьи

,

религии

.

Однако

за

пределами

Европы

культурное

обновление

сопровождается

своими

трудностями

.

Особые

препятствия

испытывали

масштабные

государства

с

разнородной

,

иерархически

соподчиненной

структурой

населения

(

Российская

империя

/

СССР

,

Индия

,

Китай

и

др

.),

где

издавна

действовали

свои

способы

культурной

гомогенизации

при

наличии полирасового и

гетерогенного

этнического

состава жителей

.

Рассмотрим

препятствия

такого

рода

в

нашей

стране

.

Имперские

власти

реформировали

общество

через

заимствование

отдельных

достижений

Запада

,

не

разрушая

традиционные

культуры

,

не

начиная

нациестроительства

.

Радикальные

и

широкие

преобразования

были

бы

опасны

,

ибо

население

состояло

из

этносов

основных

расовых

и

подрасовых

типов

Северной

Евразии

,

пребывающих

на

разных

фазах

культурной

эволюции

.

Здесь

проживали

зрелые

народы

,

приступившие

к

нациестроительству

(

поляки

),

общности

,

переходившие

от

кочевого

к

оседлому

укладу

(

татары

,

башкиры

),

этносы

,

имевшие

когда

-

то

государство

(

армяне

),

сообщества

с

родоплеменными

,

до

-

государственными

,

до

-

письменными

культурами

.

Между

тем

к

XVIII- XIX

вв

.

Эти

непохожие

этнорасовые

общности

через

спонтанные

взаимодействия

смогли

выработать

особый

тип

консолидации

локально

-

цивилизационный

,

что

выразилось

в

кристаллизации

российской

культуры

.

Этот

процесс

в

середине

XIX

в

.

осмыслил Н

.

Я

.

Данилевский

,

заложив

базу

теории

локальных

цивилизаций

.

Ныне

наука

связывает

этот

тип

интеграции

с

культурной

близостью

ряда

соседних

стран

;

реже

он

встречался

в

одном

государстве

с

неоднородной

структурой

населения

,

как

в

России

.

В

истории

локальные

цивилизации

,

самозарождались

вокруг

плодоносной

страновой

культуры

;

которая