12
ведущими
Механизмами
культурного
регулирования
вместо
исторических
традиций
,
семейных
связей
,
религиозной
веры
,
народного
искусства
становятся
институты
власти
и
государства
,
капиталистическая
экономика
.
В
этом
случае
на
первый
план
выступают
такие
структуры
,
социальные
отношения
и
ценности
,
как
судебно
-
правовая
система
;
гражданские
права
и
свободы
;
урбанизм
,
рынок
,
индустриальный
труд
;
классы
и
классовые
противоречия
;
нуклеарная
семья
;
наука
,
сфера
образования
;
обезличенные
социальные
связи
;
псевдорелигиозные
секты
и
атеизм
;
СМИ
,
массовое
искусство
и
др
.
16
.
В
появлении
наций
ведущую
роль
сыграли
активные
субъекты
Западной Европы
и Северной Америки
–
парламентские
структуры
,
ряд
монархий
;
собственники
производств
,
банкиры
;
новые
социальные
силы
–
третье
сословие
,
гражданские
объединения
.
При
этом
огромное
значение
приобретали
,
говоря
языком
теорий
,
конструктивистские
установки
,
проектно
-
целевые
методы
,
позволяющие
создавать
динамичную
культурную
среду
и
определенный
тип
человека
.
Для
этого
в
обществе
насаждались
принципы
прогресса
и
демократии
,
представления
о
естественном
человеке
,
который
вместе
с
тем
разумно
и
широко
мыслит
,
предприимчив
,
осознает
свои интересы
.
Однако
реальные
процессы
нациестроительства
не
были
беспроблемными
.
Первая
фаза
национального
развития
(
Х
VII-
Х
VIII
вв
.)
проходила
на
Западе
через
насильственное
уничтожение
прежних
форм
этнической
консолидации
.
В
итоге
подавляющая
часть
традиционных
сообществ
бесследно
растворялась
в
национальных
культурах
.
Лишь
некоторым
из
них
(
например
,
индейцам
США
)
удалось
сохранить
в
деформированном
виде
отдельные
локусы
своих
культур
;
другие
этносы
,
влившись
в
нацию
,
смогли
сберечь
элементы
изначальной
идентичности
и
традиций
(
шотландцы
,
ирландцы
,
каталонцы
и
др
.).
Но
национальная
политика
,
преодолевая
сопротивление
и
будучи
по
характеру
весьма
жесткой
,
добилась
16
См
.:
Теннис Ф
.
Общность и
общество
/
пер
.
с нем
.
СПб
., 2002.