13
впечатляющих
результатов
:
вместо
замкнутых
локальных
общностей
,
пестрых
по
этнокультурному
составу
,
к
XIX
в
.
на
Западе
рождается
гражданское
общество
с
высоким
уровнем
идентичности
,
нацеленное
на
создание
промышленных
производству
на
научно
-
технический
прогресс
,
поддерживающее
колонизаторскую
политику
и
т
.
п
.
Здесь
также
формируются
национальные
культуры
–
гомогенные
,
агрессивные
,
претендующие
на
общечеловеческую
универсальность
,
что поначалу олицетворялось
с их монолитностью
.
На
второй фазе
своего
развития
(XIX -
первая
половина
XX
в
.)
национальные
культуры
приобретают
зрелый
характер
.
В
это
время
западные
науки
создают
теорию
наций
и
национального
развития
,
которая
особое
внимание
уделяла
политике
модернизации
,
т
.
е
.
выверенному
по
европейским
образцам
транзиту
культуры
от
традиционного
к
современному
состоянию
.
На
этой
фазе
стали
очевидными
непредвиденные
сложности
в
культурно
-
национальном
строительстве
на
севере Американского
континента
.
Переселенцы
из
Европы
(
англосаксы
,
французы
),
а
также
их
потомки
пытались
включить
индейцев
в
свою
культурную
среду
как
рабов
.
Несмирившиеся
индейцы
по
ходу
конфликта
оказались
на
грани
исчезновения
;
как
бесправные
сообщества
они
и
ныне
принуждены
жить
в
резервациях
.
Рабами
становились
негры
,
которых
завозили
с
территории Африки
.
Об
этих фактах
западные философы
не
склонны
теоретизировать
,
но
именно
они
отражали
подлинные
,
а
не
равноправные
гражданские
отношения между
европейскими
нациями
и
народами
других
континентов
.
На
севере
Америки
европейская
модель
нациестроительства
не
могла
сработать
как
«
плавильный
котел
»,
ибо
в
Старом
Свете
она
создавалась
в
ходе
интеграции
народов
со
сходными
расовыми
и
культурно
-
религиозными
корнями
,
не будучи
рассчитанной на мигрантов извне
.
На
второй
фазе
европейские
культуры
c
тановятся
мировыми
лидерами
общественного
развития
,
чему
способствовали
их
динамизм
,
научно
-
технические
достижения
,
ресурсы
колоний
.
Некоторые
государства
не
-
западных
цивилизаций
(
Россия
,
Япония
,