Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  22 / 59 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 22 / 59 Next Page
Page Background

20

определялись

политикой

государства

.

Но

в

целом

заимствования

оставались

в

новой

среде

неорганичными

,

искажая

европейские

образцы

.

В

итоге

и

моноэтнические

этносы

(

японцы

),

и

более

сложные

сообщества

(

население

Малайзии

),

успешно

демонстрируя

статистические

показатели

национального

развития

,

не

могли

сблизить

свои

культуры

с

европейскими

,

сохраняя

собственное

своеобразие

.

В

теоретическом

анализе

судеб

наций

и

их

культур

за

пределами

западных

стран

обильный

материал

дает

опыт

строительства

социализма

в

СССР

.

Здесь

в

начале

XX

в

.

стал

воплощаться

проект К

.

Маркса

,

альтернативный

капитализму

по

ряду

политических

,

социально

-

экономических

параметров

и

нацеленный

на

построение

справедливого

общества

.

Однако

процессы

этнического

и

национального

развития

классики марксизма

понимали

в

ключе

вестернизаторского

мышления

:

этнические

культуры

неизбежно

будут

трансформированы

в

национальные

,

которые

позже

тоже

исчезнут

,

их

место

будет

занимать

«

человечество

без

наций

».

В

СССР

эти

грезы

выразил

В

.

В

.

Маяковский

: «...

без

Россий

/

без

Латвий

/

жить

единым

/

человечьим

общежитьем

».

Однако

советские

политики

радикально

изменили

задачи

и

технологии

этой

стратегии

,

формируя

не

буржуазную

,

но

социалистическую

нацию

.

Вместо

растворения

этнических

форм

в

интернациональной

культуре

ставилась

цель

за

несколько

лет

или

десятилетий

превратить

ряд

крупных

этносов

в

социалистические

нации

;

остальные

меньшинства

подтягивались

бы

к

этому

состоянию

политикой

выравнивания

;

в

итоге

появился

бы

советский

народ

.

При

этом

в

СССР

(

как

и

в

РФ

)

термин

«

нация

»

относили

ко

многим

этносам

и

частично

к

народностям

,

а

родоплеменные

группы назывались народностями

;

все

это

создавало

терминологическую

путаницу

и

сложности

в

изучении

национальной

культуры

.

Вместе

с

тем

богатейшая

практика

цивилизационной

интеграции

имперского

периода

советскими

политиками

и

учеными

игнорировалась

.

Здравый

смысл

подсказывал

,

что

конструктивные