18
Тойнби
.
Для
стран
Латинской
Америки
ныне
характерны
разные
пропорции
коренного
населения
и
выходцев
с
других
континентов
.
Но
везде
индейский
субстрат
доминирует
,
дополняясь
компонентами
иберийских
культур
Европы
и
разных
культур
мира
.
Каждая
страна
региона
по
-
своему
создает
консолидированную
нацию
,
сохраняя
балансы
в
своей
метисной
культуре
.
На
это
работает
и
цивилизационная
интеграция
,
регулируя
поверх
границ
отношения
аборигенов
и
некоренных
слоев
,
не
допуская
межэтнических
и
межрасовых
конфликтов
.
На
рубеже
ХХ
-
ХХ
1
вв
.
вместе
с
кризисом
национальных
культур
Запада
серьезно
трансформируется
их
теоретический
анализ
.
Нынешний
дефицит
трудовых
ресурсов
расширяет
в
странах
Европы
возможности
получения
гражданства
для
выходцев
с
других
континентов
,
что
обострило
проблему
их
аккультурации
,
социальной
гомогенизации
населения
(
как
это
изначально
было
в США
).
Пытаясь
преодолеть
кризис
национальных
культур
,
европейские
и
американские
теоретики
детально
прорабатывают
перспективы
создания
полиэтнической
,
полирасовой
нации
,
а
также
развивают
идеи
о
воображаемых
сообществах
,
о
мультикультурализме
и
др
.
18
.
Указанные
методологические
повороты
противоречат
первоначальным представлениям
о
гомогенных
европейских
нациях
и
это
противоречие
не
отрефлексировано
должным
образом
,
что
снижает
их
теоретическую
значимость
.
Новые
подходы
скорее
расширяют
диапазон
практического
манипулирования
сознанием
граждан
и
поведением
мигрантов
.
Примечательно
,
что
против
мультикультурализма
ныне
выступают
некоторые
аналитики
и
определенная
часть
белого
населения
США
.
В
ряде
книг
и
на
журнальных
страницах
обсуждаются
пути
разработки
на
базе
общегражданских
интересов
культурных
практик
,
которые
могли
бы
18
См
.:
Андерсон
Б
.
Воображаемые
сообщества
.
Размышления
об
истоках
и
распространении
национализма
/
пер
.
с
англ
.
М
., 2001;
Геплнер
Э
.
Нации
и
национализм
/
пер
.
с
англ
.
М
., 2001.