19
интефировать
этнические
анклавы
,
расовые
диаспоры
,
конфессиональные
общности
.
Однако
многие
участники
этой
дискуссии не
видят приемлемых
способов решения
этих проблем
19
.
Обозначенные
выше
изменения
в
практике
и
теории
нациестроительства
свидетельствуют
,
во
-
первых
,
об
ухудшении
состояния
национальных
культур
в
Европе
,
Северной
Америке
и
об
отказе
государства
осуществлять
их
конструктивное
регулирование
;
во
-
вторых
,
о
неадекватности
европоцентризма
в
анализе
этих
культур
при
игнорировании
иных
форм
интефации
сложных
сообществ
,
которые
в
науке
Запада
трактовались
как
«
фундаменталистские
»,
«
отсталые
».
Кризисные
тенденции
в
странах
Запада
глубоко
укоренены
,
ибо
и
раньше
характеристики
национальных
культур
властные
структуры
смогли
подстраивать
под
интересы
олигархических
верхов
,
которые
в
глобальном
мире
становятся
наднациональными
.
Все
это
снижало
значение
исторического
опыта
граждан
,
тормозило
их
самоорганизацию
;
деформировало
здравомыслие
и
волю
нации
.
Культуры
Запада
быстро
по
меркам
истории
утрачивали
важные
качества
(
адаптивные
возможности
,
способность
к
демографическому
воспроизводству
,
к
конкуренции
с
народами
других
цивилизаций
),
переставая
тем
самым
служить
образцом
национальной
сплоченности
и
активности
для
других
народов мира
.
Понять
неустойчивое
состояние
национальных
культур
Европы
и
США
помогает
анализ
заимствований
не
-
западными
странами
институциональных
структур
национального
культурогенеза
.
Практика
заимствований
свидетельствует
,
что
тот
или
иной
этнос
,
население
отдельной
страны
могли
по
-
своему
осваивать
некоторые
требования
модернизации
,
которые
во
многом
19
См
.:
Бьюкенен
П
.
Дж
,
Смерть
Запада
/
пер
.
с
англ
.
М
., 2003;
Гонка
со
временем
.
Расовые
ереси
в
XXI
столетии
/
под
ред
.
МакДэниэла
;
пер
.
с
англ
.
М
.,
2016.