55
простонародья
,
которые
не
всегда
были
национальными
,
но
от
этого
не
становились менее националистическими
» [
Хобсбаум
1998: 30].
Было
бы
недопустимым
заблуждением
утверждение
,
что
нация
,
как
и
государство
,
могут
складываться
стихийно
на
основе
братства
или
иного
позитивного
импульса
.
Что
касается
русской
нации
и
Государства
Российского
,
то
мало
кто
может
отрицать
тот
факт
,
что
оно
было
создано
целенаправленными
усилиями
московских
царей
,
превративших
небольшое
московское
государство
в
мировую
многонациональную
империю
.
Имперский
центр
,
будь
то
Российская
империя
или
СССР
,
выступал
важнейшим
фактором
инкорпорирования
множества
народов
,
разнообразных
региональных
и
этно
-
национальных
общностей
в
более
широкое
социокультурное
пространство
,
в
единый
государственный
организм
.
Поэтому
очевидно
,
что
именно
федеральному
центру
принадлежит
ключевая
роль
в
создании
условий
для
формирования
(
именно
формирования
)
единой
российской
национальной
идентичности
.
Как
отмечают
авторы
статьи
«
Между
государством
и
нацией
:
дилеммы
политики
идентичности
на
постсоветском
пространстве
»,
важную
роль
в
политике
идентичности
,
включающей
«
такие
ключевые
направления
,
как
символическая
политика
,
политика
в
сфере
образования
и
культуры
,
политика
языка
,
политика
памяти
...
особенно
в
глубоко
разделенных
обществах
играют
социальная
политика
и
политика
в
сфере
межэтнических
отношений
...
В
условиях
утверждения
новой
государственности
успешность
политики
идентичности
оказывается
значимым
фактором
государственной
состоятельности
» [
Семененко
,
Лапкин
,
Бардин
,
Пантин
2017: 58].
Для
реализации
этой
цели
требуются
время
,
усилия
,
национальная
и
политическая
воли
как
руководства
государства
,
так
и
интеллектуальной
,
экономической
,
духовной
элиты
,
а
также
,
естественное
желание
всех
народов
и
этносов Российской Федерации
.
Бердяев Н
.
А
. 1990.
Судьба России
.
М
.:
Советский писатель
. 348
с
.
Геллнер Э
. 1991.
Нация и национализм
.
М
.:
Прогресс
. 126
с
.