46
будущее
»
Федерального
научно
-
исследовательского
социологическим
центра
(
ИС
РАН
),
в
формировании
национальной
идентичности
народов
России
этничность
сохраняет
значимость
,
но
«
занимает
уже
не
приоритетное
положение
в
иерархии
макро
-
идентичностей
и
непротиворечиво
соединяется
с
российской
идентичностью
как
чувством
общности
со
всем
многонациональным
российским
народом
».
И
«
хотя
потребность
в
принадлежности
к
своей
этнической
общности
достаточно
высока
,
но
лишь
18%
россиян
чувствуют
себя
только
человеком
своей
национальности
.
Подавляющее
большинство
ориентируются
на
российскую
макро
-
идентичность
,
ощущая
себя преимущественно россиянином
...,
а
также
одновременно
и
россиянином
и
человеком
своей
национальности
...»
[
Российское общество
... 2017: 64].
При
этом
понятие
«
россияне
»
не
сводится
только
лишь
к
формально
зафиксированному
статусу
российского
гражданства
.
Оно
включает
в
себя
исторический
,
социокультурный
,
политико
-
культурный
опыт
совместной
жизни
народов
России
,
их
сформировавшейся
языковой
и
культурной
общности
.
На
институциональном
уровне
идентификация
в
качестве
россиян
всех
граждан
России
,
независимо
от
их
этнической
принадлежности
,
закреплена
на
уровне
Конституции
и
не
подлежит
сомнению
(
речь
идет
о
гражданской
или
политической
идентичности
).
Между
тем
,
самоидентификация
конкретной
личности
по
линии
«
я
–
россиянин
»
не
всегда
однозначна
и
,
в
зависимости
от
ее
социально
-
демографических
характеристик
,
политических
пристрастий
и
культурной
ориентации
,
социально
-
профессиональной
принадлежности
,
места
проживания
,
позитивного
или
негативного
опыта
межэтнического
общения
и
т
.
д
.,
может
содержать
в
смысловых
,
эмоционально
-
психологических
нюансах
достаточно
заметные отличия
.
При
всех
возможных
в
этом
вопросе
оговорках
в
России
актуальна
формула
«
единство
в
многообразии
»
и
«
многообразие
в
единстве
».
Идентичность
гражданской
или
политической
нации