48
народов
России
подверглись
глубокой
трансформации
на
путях
секуляризации и модернизации
.
Что
касается
современного
положения
,
то
глобализация
и
информационно
-
телекоммуникационная
революция
беспрецедентно
усиливают
процессы
миграций
,
смешения
народов
,
унификации
,
универсализации
важнейших
сфер
общественной
жизни
,
в
свою
очередь
,
ведущих
к нивелировке
,
размыванию
,
стиранию
системных и
структурных
составляющих
социокультурной
идентичности
национальных
меньшинств
и
в
особенности
коренных
малочисленных
народов
.
В
этих
условиях
во
всем
мировом
сообществе
применительно
к
национальным
меньшинствам
доминирует
тенденция
к
ассимиляции
.
На
Северном
Кавказе
малочисленные
народы
подвергаются
двойной
ассимиляции
:
с
одной
стороны
,
в
отношении
к
ведущему
этносу
в
языковой
группе
(
аварскому
,
лезгинскому
,
адыгскому
и
др
.)
и
,
с
другой
стороны
,
к
России
в
целом
.
Здесь
важно
учесть
,
что
представители
малочисленных
народов
,
например
,
агулцы
,
рутульцы
,
цахуры
и
др
.
через
лезгинский
язык
,
дидойцы
,
андийцы
,
ахвахцы
,
бежтинцы
,
каратинцы
,
ботлихцы
и
др
.
через
аварский
язык
получают
возможность
культурной
и
политической
социализации
на
общереспубликанском
,
региональном и
общенациональном
уровнях
.
Всевозрастающее
число
представителей
молодежи
народов
Северного
Кавказа
выезжает
за
пределы
своих
республик
в
поисках
работы
в
другие
,
прежде
всего
,
русские
субъекты
Федерации
.
Они
,
как
правило
,
расселяются
дисперсно
,
что
,
в
свою
очередь
,
ведет
к
существенному
ослаблению
,
а
то
и
к
прекращению
связей
между
представителями
соответствующих
этносов
.
Соответственно
,
сужается
пространство
и
возможности
применения
родных
языков
.
При
таком
положении
вещей
возрастает
значение
проблемы
сохранения
этнокультурной
идентичности
,
языка
,
культуры
национальных
меньшинств
.
Не
выдерживая
мощные
волны
глобализации
и
информатизации
,
перестают
существовать
чисто
этнические
культуры
и
чисто
этнические
идентичности
.
Более
того
,