47
предполагает
наличие
символических
,
социально
сконструированных
значений
,
смыслов
,
разделяемых
обществом
в
целом
,
а
не
каким
-
либо
отдельно
взятым
этническим
или
иным
сообществом
.
Будучи
представителями
того
или
иного
российского
этноса
,
мы
одновременно
являемся
гражданами
Российской
Федерации
.
Традиционно
в
России
бок
о
бок
сосуществуют
по
сути
дела
противоречащие
друг
другу
этническое
и
надэтниическое
начала
в
трактовке
российской
идентичности
.
Иными
словами
,
существует
очевидное
противоречие
,
например
,
между
понятиями
русская
идентичность
и
российская
идентичность
,
татарская
идентичность
и
российская
идентичность
(
впрочем
,
равно
как
и
у
других
этносов
).
Если
русская
идентичность
как
таковая
имеет
этническую
коннотацию
,
то
российская
же
идентичность
основана
на
надэтнических
началах
,
где
русским
как
главному
государствообразующему
народу
принадлежит
ключевая
роль
.
В
то
же
время
не
сложились
,
во
всяком
случае
,
в
сколько
-
нибудь
внешне
осязаемой
форме
,
те
критерии
,
которые
позволили
бы
вычленить
категории
«
мы
–
они
», «
наши
–
чужие
», «
друзья
–
враги
»,
отличить
их друг от друга
,
или противопоставить их
друг
другу
.
С
сожалением
приходится
констатировать
факт
незавершенности
процесса
формирования
чувства
социокультурной
,
политико
-
культурной
,
национальной
консолидации
российского
согражданства
и
,
соответственно
,
российской
национальной
гражданской или политической идентичности
.
Речь идет
о переплавке
множества
составляющих
населения
страны
этносов
,
независимо
от
их
исторических
,
традиционных
,
конфессиональных
,
культурных
,
языковых и иных
особенностей
.
Разумеется
,
было
бы
не
совсем
корректно
утверждать
,
что
в
России
нет межэтнических
,
межкультурных
,
межконфессиональных
и
иных
связанных
с ними и порожденных ими проблем
.
При
всем
том
,
в
условиях
совместной
жизни
в
течение
многих
поколений
в
составе
единого
государства
сначала
Российской
империи
,
а
затем
СССР
почти
все
аспекты
и
стороны
жизни
подавляющего
большинства