5. Нарушения прав в сфере ЖКХ
Нарушения прав в сфере ЖКХ происходят по
двум направлениям:
- при предоставлении жилищных услуг;
- при предоставлении коммунальных услуг.
Распознать нарушения при предоставлении коммунальных услуг проще: в законе чет-
ко прописан их перечень, порядок начисления платы за них и требования к качеству.
С жилищными услугами несколько сложнее. Нужно помнить, что перечень работ и
услуг, плата за них утверждаются собственниками на общем собрании. Предлагает
этот перечень управляющая компания. Если на самом собрании собственники понима-
ют, что их не устраивают расценки или объем работ, который предлагает управляю-
щая компания, не нужно торопиться подписывать с ней договор. Лучше потратить
время на то, чтобы изучить предложения других управляющих организаций и выбрать
в итоге более достойную. Нарушение прав при предоставлении жилищных услуг воз-
никает в случае, если собственники договорились с компанией о перечне услуг, работ,
сроках и порядке их проведения, размере оплаты, а она свои обязательства не испол-
няет либо требует то, что не отражено в договоре.
Что делать, если есть подозрения, что нарушаются потребительские права?
Итак, собственник подозревает, что его права нарушены. Куда ему обратиться? В пер-
вую очередь в совет многоквартирного дома. Члены совета дома, как правило, являют-
ся собственниками, разбирающимися в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Они в состоянии объяснить, действительно ли имеет место нарушение прав или про-
сто возникло недопонимание тех или иных моментов. Если же в совете дома не смог-
ли дать вам четкий ответ (или уверяют, что никаких нарушений нет, а вы в этом со-
мневаетесь), обратитесь за разъяснениями в ту организацию, которая и предоставляет
вам жилищные или коммунальные услуги: ТСЖ, управляющую компанию, ресурсо-
снабжающую организацию. Чтобы сократить время ожидания ответа, можно просто
позвонить по телефону. Но при этом не теряйте критичности: да, в этих организациях
работают люди, которые хорошо разбираются в сфере ЖКХ и могут дать вам грамот-
ную консультацию. С другой стороны, независимым консультантом их не назовешь,
поскольку компания вряд ли захочет сразу признать свою ошибку. Бывает, что сотруд-
ники компаний по телефону начинают просто хамить. В таком случае лучше всего по-
ложить трубку и лично принести жалобу или письменный запрос с интересующим
вопросом в ТСЖ, УК.
Заявление/претензию следует грамотно подготовить: указать конкретные требования и
основания для их заявления. Помочь в этом могут сотрудники регионального центра
общественного контроля в сфере ЖКХ (например, комитет по защите прав потребите-
лей, общественные организации потребителей услуг ЖКХ и т. п.). Данные организа-
ции созданы практически в каждом субъекте РФ. Их основная задача — консультиро-