Во всех регионах СССР развивалась культура, и ее высокие
достижения становились достоянием всей страны: проводились
фестивали
искусств,
художественные
выставки,
конкурсы
исполнителей, на гастроли приезжали театральные коллективы.
В межличностных отношениях также практически не
происходило конфликтов на этнической почве, частыми были
смешанные браки, которые на бытовом уровне способствовали их
знакомству с обычаями, праздниками и кухней разных народов. Так,
например, русские женщины с удовольствием готовили украинский
борщ, грузинское харчо, узбекский плов, башкирские беляши.
Таким образом, несмотря на различные негативные явления и
даже репрессии народов Кавказа и Поволжья в 40-е годы, можно
констатировать, что в СССР в 60-80-х годах отмечались
межнациональный мир и единство. И именно этот опыт предлагает
использовать Президент России.
В настоящее время миграция народов бывшего СССР
усилилась. Вначале происходил отток русского населения из бывших
союзных республик Средней Азии и из автономных республик
Северного Кавказа; затем в Россию хлынули мигранты-
гастарбайтеры. В последнее время трудно найти детские сады, в
которых не было бы групп со смешанным этническим составом.
Особенно это заметно в городах-«миллионниках». Но и в менее
крупных городах появились диаспоры переселенцев. Это создает
дополнительные трудности в работе воспитателей, так как дети
мигрантов в основном плохо знают русский язык. В то же время
наличие в группах таких детей создает дополнительные возможности
для
формирования
чувства
гражданской
принадлежности,
патриотизма, ощущения принадлежности к Мировому сообществу
[1].
С наибольшей полнотой эти требования реализованы в
созданном в 2011-2013 гг. программно-методическом комплексе
«Успех». В пособие Л. В. Филипповой, Ю. В. Филиппова, А. М.
Фирсовой «Успех. Путешествие по России» [1] введены сведения о
многонациональном населении нашей страны. Но если ограничиться
только констатацией этого, то вряд ли нужные результаты будут
достигнуты. Необходима планомерная, целенаправленная и, главное,
постоянная работа по восстановлению межнационального мира и
дружбы народов России и бывшего СССР. И работа эта должна
вестись воспитателем не только с детьми, но и с их родителями и