Что касается непосредственной работы с детьми в группах
смешанного этнического состава, то в пособии для педагогов «Успех.
Методические рекомендации» предлагается только объяснить на
«детском» бытовом уровне то, что Россия – многонациональная
страна и люди разных национальностей должны дружить друг с
другом [4]. На наш взгляд, этого явно недостаточно для того, чтобы
пробудить в детях интерес к культуре этих национальностей. Можно
предложить при освоении детьми начиная с 6 лет русского фольклора
и такой прием: в группах смешанного этнического состава можно
давать детям-мигрантам задания к усваиваемым детьми образцам
русского фольклора подобрать аналогичные или близкие по мысли
примеры фольклора своей нации и перевести их на русский язык.
Если дети затрудняются это сделать, то следует попросить их
выполнить это задание дома вместе с родителями или
представителями старшего поколения, которые, как правило, знают
русский язык лучше, чем родители. Переводы своего фольклора на
русский язык послужат дополнительным стимулом изучения русского
языка для детей мигрантов, а для русских детей такой диалог культур
поможет пробудить уважение к языку и фольклору других наций.
Положительную
роль
может
сыграть
разучивание
национальных детских игр в дополнение к тем, которые имеются в
специальном пособии [3].
Особое внимание следует обратить и на знакомство с
особенностями быта народов. Воспитатель может посоветовать
родителям организовывать совместные детские домашние праздники
(дни рождения, празднование Нового года, Курбан-байрама). Кроме
этого, неплохо организовать выставки традиционных предметов быта,
фотографий интерьеров национальных жилищ. Но особенно важным
является знакомство с обычаями народов, так как именно
несовпадение ценностей, обычаев, манер поведения в обществе,
взаимоотношений
между
полами
вызывает
неприязнь
и
межнациональные конфликты. Это очень деликатная сфера, потому
что поведение некоторых детей-мигрантов, копирующих поведение
своих родителей, недостаточно интегрированных в русскую среду и
живущих по канонам своих диаспор, может вызывать конфликты
детей между собой, родителей между собой или с воспитателями и
руководством детского сада. Поэтому, если группа имеет смешанный
этнический состав, воспитатель должен гасить такого типа